ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Кучерук, Оксана Анатоліївна![]() |
|
dc.date.accessioned | 2020-10-15T07:38:57Z | |
dc.date.available | 2020-10-15T07:38:57Z | |
dc.date.issued | 2012 | |
dc.identifier.citation | Кучерук, Оксана Анатоліївна. Система методів навчання української мови в основній школі : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання (українська мова) / Кучерук Оксана Анатоліївна ; [наук. консультант Донченко Тамара Кузьмівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2012. - 36 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31175 | |
dc.description.abstract | Робота є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми системи методів навчання української мови учнів основної школи. У дисертації розвиваються ідеї системи методів навчання з позицій взаємозв’язку системно- структурної та антропоцентричної парадигм мовної освіти. Досліджено теоретичні основи напрацювання й обґрунтування системи методів формування мовної особистості підлітка, розглянуто методологічні засади розвитку багаторівневої системи методів навчання української мови, подано характеристику відношень між складниками цієї системи. Теоретично обгрунтовано й розроблено модель системи методів навчання української мови за компетентнісно-цільовим принципом. На основі попереднього проектування розроблено теоретично обґрунтовану й практично виправдану особистісно орієнтовану методику мовно-мовленнєво- комунікативної підготовки учнів з використанням системи традиційних та інноваційних методів навчання української мови. Описано хід і результати проведення педагогічного експерименту. | ua |
dc.description.abstract | Работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы системы методов обучения украинскому языку учащихся основной школы. В диссертации развиваются идеи системы методов обучения с позиций взаимосвязи системно-структурной и антропоцентрической парадигм языкового образования, научно обосновано значение такой системы методов для разработки вариативных методик обучения украинскому языку и усовершенствования предметной подготовки учеников. Определены теоретические основы наработки и обоснования системы методов формирования языковой личности подростка, рассмотрены методологические основы развития многоуровневой системы методов обучения украинскому языку, наведена характеристика отношений между составляющими этой системы. Теоретически обоснована и разработана модель системы методов обучения украинскому языку за компетентносно-целевым принципом. Соответствующая модель исследуемой системы представлена в виде пяти подсистем методов за тремя уровнями: формирование языковой компетентности; формирование речевой компетентности на базе текстового подхода; формирование коммуникативной компетентности на основе ситуативного подхода. В частности, определены такие группы методов: 1) методы овладения языковыми знаниями; 2) методы формирования учебно-языковых и правописных умений, навыков; 3) методы формирования речеведческих знаний и развития рецептивной речевой дельности; 4) методы формирования речеведческих знаний и развития продуктивной речи; 5) методы формирования коммуникативной компетентности. В работе освещены функционально-целевое назначение и содержательные особенности каждой подсистемы. Описанная в диссертации модель системы методов языковой, речевой текстовой и коммуникативной подготовки учеников отображает тесные связи между подсистемами. Теоретическая модель системы методов обучения украинскому языку построена на основе осмысления стратегической цели обучения предмета и системы целей, ориентированных на формирование элементов специфически предметных компетентностей. Обосновано, что для качественного проектирования и разработки системы языковой, речевой текстовой и коммуникативной подготовки учеников основной школы в контексте внедрения личностно ориентированной методики целесообразно учитывать такие условия: реализация ситуативного подхода к системному выбору методов обучения на уровне технологии урока; введение дифференцированного и индивидуального подходов к организации образовательной дельности; обеспечение мегафоризацим в творческом использование методов обучения; определение персональных когнитивно-учебных стилей школьников; обеспечение технологичности учебных тактик пугем четкого описания ожидаемых результатов и последовательности учебных действий. В рамках проведенного исследования дальнейшего развития приобрела теория обучения украинскому языку, которая касается определения основ технологической системы методов для подготовки языковой личности. Выявлено, что использование компьютерных методов в функциональной системе методов учебного и учебно-научного познания украинского языка влияет на повышение познавательной самостоятельности и интенсивности индивидуально-групповой работы школьников. Разработана система компетентностно ориентированных заданий по украинскому языку в соотношение с методами решения этих заданий, наведена характеристика особенностей их функционирования. Рассмотрены методы самостоятельной познавательной и практической деятельности в контексте языкового образования. Описаны методы контроля (самоконтроля) за ходом и результатами учебной деятельности по украинскому языку. Экспериментально доказана эффективность методической системы обучения украинскому языку в основной школе, разработанной с учетом диверсификации и интеграции методов обучения, метафоризации содержания учебного курса, дифференциации, индивидуализации образовательного процесса. Подготовленное во время исследования учебно-методическое обеспечение на основе системы традиционных и инновационных методов обучения, системы компетентносно ориентированных заданий для учеников, типов дидактических текстов позволяет рационально сочетать в ситуативной практике школьного курса украинского языка разные технологии использования методов обучения. В диссертации описан ход и результаты педагогического эксперимента по внедрению и проверке эффективности разработанной личностно ориентированной методической системы. | ua |
dc.description.abstract | The work is a theoretical and experimental research of the system problem of the Ukrainian language teaching methods in secondary school. The teaching methods system is viewed from the standpoint of structural and anthropocentric paradigms as well as their interrelation. The theoretical basis for the formation of a teenager language personality is provided, the methodological basis for multi-level system of the Ukrainian language teaching methods is proposed, the relationships between the components of this system are described. The system of the Ukrainian language teaching methods is theoretically grounded and developed on the principle of competence acquisition. Based on preliminary project, the methods of language, speech and communication training of pupils are developed, using traditional and innovative methods of teaching of the Ukrainian language. The offered methods are theoretically grounded and experimentally justified. The procedure and the results of the pedagogical experiment are described. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | система методів навчання української мови | ua |
dc.subject | методи формування мовної компетентності | ua |
dc.subject | методи формування мовленнєвої текстової компетентності | ua |
dc.subject | методи формування комунікативної компетентності | ua |
dc.subject | традиційні методи навчання | ua |
dc.subject | інноваційні методи навчання | ua |
dc.subject | основні методи навчання | ua |
dc.subject | допоміжні методи навчання | ua |
dc.subject | методична система | ua |
dc.subject | система методов обучения украинскому языку | ua |
dc.subject | методы формирования языковой компетентности | ua |
dc.subject | методы формирования речевой текстовой компетентности | ua |
dc.subject | методы формирования коммуникативной компетентности | ua |
dc.subject | традиционные методы обучения | ua |
dc.subject | инновационные методы обучени | ua |
dc.subject | вспомогательные методы обучения | ua |
dc.subject | методическая система | ua |
dc.subject | the system of the Ukrainian language teaching methods | ua |
dc.subject | methods of language competence formation | ua |
dc.subject | methods of textual and speech competence formation | ua |
dc.subject | methods of communicative competence formation | ua |
dc.subject | traditional teaching methods | ua |
dc.subject | innovative teaching methods | ua |
dc.subject | basic teaching methods | ua |
dc.subject | subsidiary teaching methods | ua |
dc.subject | system of methods | ua |
dc.subject.classification | 373.542:811.161.2 | ua |
dc.title | Система методів навчання української мови в основній школі | ua |
dc.title.alternative | The system of the Ukrainian language teaching methods in secondary school. | ua |
dc.type | Other | ua |