Дисертація присвячена дослідженню розвитку професійного самовизначення майбутніх психологів як самодетермінованої діяльності. Структуру цього процесу становлять змістовий, ціннісно-цільовий та регулятивио-поведінковнй компоненти, в яких спроектовані уявлення студента щодо майбутньої професійної (ідеальної) та учбово-професійної (реальної) діяльностей, на інтеграцію яких спрямоване самовизначення.
Розроблено психодіагностичні методики, спрямовані на дослідження компонентів професійного самовизначення майбутніх психологів. Експериментально встановлено, що з переходом на наступний курс розвиток професійного самовизпачеіпія студентів відбувається закономірно з якісними змінами у кожному з компонентів цього процесу. Виділено критерії та рівні розвитку професійного самовизначення майбутніх психологів (високий, середній, низький та нульовий), дано їм психологічну характеристику та з’ясовано динаміку й особливості прояву цього психічного явища впродовж фахової підготовки майбутніх психологів.
Розроблено та апробовано розвивальио-корекційну програму, застосування якої оптимізує професійне самовизначення майбутніх психологів на основі методів нсихосинтсзу та розвивгшыюго коучингу. Доведено, що комплексне застосовування цих методів активізує механізми інтеграції компонентів професійного самовизначення майбутніх психологів: рефлексію професійного «Я», професійне цілегіокладання та саморегуляцію поведінки в учбово-професійній діяльності. Інтеграція (взаємоузгодження) компонентів професійного самовизначення визначає розвиток цього процесу.
Диссертация посвящена исследованию развития профессионального самоопределения у студептов-будущих психологов. В работе разработано теоретическую модель профессионального самоопределения студента, что легло в основу оптимизации этого процесса у будущих психологов в условиях развивающе- коррекционной работы.
Результаты теоретического анализа литературы позволили определить профессиональное самоопределение студента как самодетерминированпую личностную деятельность, направленную на интеграцию представлений об учебно- профессиональной деятельности как реальной с будущей профессиональной деятельностью как идеальной. Оба представления соотносимы с психологическим настоящим и психологическим будущем соответственно. В структуру указаного процесса входят содержательный, ценностно-целевой и регулятивно-поведенческий компоненты. Содержательный компонент - это образы реального и идеального «Я» студента; ценностно-целевой компонент (профессиональный план) — это отдаленная ценность-цель и ближние вспомогательные цели; регулятивно-поведенческий компонент - это программа учебно-профессиональных действий, направленных на самореализацию путем профессионального самоусовершенствования (самовоспитания и самообразования). Последний компонент возможно исследовать только в плане психологического настоящего. Актуальное содержание
профессионального самоопределения отображено в профессиональной «Я- концепции» студента, указывающей на результат этого процесса на определенном этапе его развития. Кроме того, несоответствия в профессиональной «Я-концепции» детерминируют процесс самоопределения как его внутренняя мотивация. Экспериментально доказано, что с переходом студентов на старшие курсы уровень соответствия их представлений о реальной и идеальной деятельности шгтегрирустся с качественными преобразованиями в компонентах
профессионального самоопределения. Установлено, что на лретьем курсе студенты переживают кризис, который заключается в необходимости определить конкретный вид профессиональной деятельности, который бы соответствовал наличным профессиональным и личностным качествам. Содержательный компонент доминирует в профессиональном самоопределении студентов, поскольку непосредственно связан с профессиональной «Я-концепцией» и направлен на интеграцию образов реального и идеального «Я». В ценностно-целевом компоненте с переходом на старшие курсы возрастает соответствие между ценгюстыо-цслыо и вспомогательными ценностями. Под ценностью будущего труда большинство студентов подразумевают способ профессиональной и личностной самореализации. Установлено, что с переходом на следующий курс в регулятивно-поведенческом компоненте учебно-профессиональные действия постепенно направлены на профессиональное самоусовершенствование, которое происходит несистемно.
Обобщение результатов экспериментального исследования позволило выделить четыре уровня развития профессионального самоопределения будущих психологов: высокий, средний, низкий и нулевой. Уровни определены по критериям интегрированности компонентов даного явления между собой, по соотношению содержания в каждом компоненте и соответствия психологического настоящего и будущего в целом. Доказано, что студенты с высоким уровнем отличаются полной интеграцией структурних компонентов. Студенты со средним уровнем отличаются дезинтеграцией в одном из компонентов или между двумя компонентами. Низкий уровень имеют студенты, у которых все компоненты не соответствуют друг другу. Нулевой уровень свойствен тем студентам, которые определились в будущей работе, не связанной с психологическим образованием. работе, не связанной с психологическим образованием.
С помощью методов психосинтеза и развивающего коучинга была проведена оптимизация профессионального самоопределения будущих психологов в рамках развивающе-коррекционной программы. Результаты оптимизации доказали, что активизация механизмов рефлексии профессионального «Я», профессионального целеполагания и саморегуляции поведения в учебно-профессиональной деятельности способствуют интеграции в компонентах самоопределения. Экспериментально установлено, что в результате оптимизации наиболее развились механизмы интеграции содержательного и ценностно-целевого компонента — рефлексия профессионального «Я» и профессиональное цслеполаганне. Эго подтверджено тем, что после формирующего эксперимент у большей половины испытуемых образы идеального «Я» были построены на основании образов реального «Я», а профессиональный план стал более целостным, системным и чётким в отношении сформулированных целей. Регулятивно-поведенческий компонент развился до среднего уровня с признаками системности в учебнопрофессиональных действиях студентов. Таким образом, вследствии оптимизации происходит развитие профессионального самоопределения будущих психологов в целом.
Dissertation is dedicated to the research of the development of the professional self- determination of the sudents - future psychologists. The structure of professional self- determination of the sudent consists of contest-driven, value-oriented and controlling- behavioral componets. This componets reflect the students' attitude toward the learning-professional and future professional activities, for the intergation of which the professional self-determination is directed to.
It was experimentally proven that with the students' movement to the senior years, the differential between their level of attitude toward the ideal and real characteristics of the profession is integrated with the quality changes in components of the professional self-determination. The generalized conclusion results of the experimental research allowed to separate four levels of the professional self-determination development of the future psychologists (high, middle, low and nill) and also to present the psychological characteristics with the dynamics of this psychological phenomena in the condition of the professional development.
The optimization program of the development of the student self-determination, professional self-view arc developed and piloted, the results of which witness the positive affect on the activation of mechanisms of the integration of tire components.