У дисертації проведено компаративний аналіз теоретико-методологічних підходів до вивчення світової та вітчизняної новітніх практик громадської самоорганізації як взаємозалежності процесів формування самоорганізованого соціуму, забезпечення сталого та безпечного розвитку суспільства і держави.
Започатковано повий науковий системний підхід до вивчення громадянського виміру національної безпеки, аналізу суб’єктно-об’єктних аспектів місця та ролі різних типів громадських об’єднань у системі національної безпеки як чинників впливу на вироблення та реалізацію державної політики у цій сфері. У контексті необхідності оновлення чинної Стратегії національної безпеки України запропоновано шляхи удосконалення взаємовідносин органів державної влади та інституцій громадянського суспільства у сфері забезпечення життєво-важливих інтересів людини і громадянина, безпеки суспільства і держави через підтримку останньою процесів інституціалізації та спеціалізації діяльності суспільно корисних та соціально орієнтованих громадських організацій, залучення інтелектуального потенціалу громадськості та недержавних аналітичних структур до процесів вироблення політики національної безпеки, запобігання антиконституційній та асоціальній самоорганізації громадян, впровадження дієвого громадського контролю за діями органів влади.
В диссертации изложены теоретические и методологические проблемы исследования сферы гражданской самоорганизации. Подано авторское понимание сущности концепта гражданского общества как открытого демократического общества, функционирование которого невозможно без наличия условий для саморазвития. В организованном, развитом гражданском обществе центральное место отводится человеку, гражданину, личности. В таком обществе люди объединяются для совместного удовлетворения своих интересов, достижения личного благополучия, которое они связывают с благополучием своей страны. Обосновано, что формирование гражданского общества в Украине тесно связано с рефлексией теоретического формулирования и практического формирования украинской национальной идеи в условиях глобализации и появления новых опасностей и угроз человеческому существованию, национальным государствам.
Большое внимание в диссертации уделено различным взглядам ученых и экспертов негосударственных аналитических структур на сущностные характеристики общественной безопасности. Выяснено, что она направлена не только на сохранение и подтверждение идентичности общества и сплоченности его членов. Представлено авторское видение элементов общественной безопасности. Доказано, что категория «общественная безопасность» исполняет роль родового понятия для понимания сущности понятия «социальная безопасность». Предложен новый научный подход к изучению общественных механизмов разработки и реализации государственной политики национальной безопасности, анализу субъектно-объектных аспектов места и роли в этих процессах общественных объединений. Индикатором деятельности общественных объединений как реальных субъектов обеспечения национальной безопасности определена их повседневная работа, направленная на решение насущных проблем жизнедеятельности, конкретные результаты этой работы: повышение уровня жизни, личной безопасности социальных гарантий, безопасного и устойчивого развития общества и государства. Немаловажное значение для исследования проблемы гражданского уровня обеспечения национальной безопасности имеет компаративный анализ различных интерпретаций понятия «негосударственная система обеспечения национальной безопасности», изучение мировой и отечественной современных практик общественной самоорганизации как взаимозависимых процессов, определение их места и роли в системе национальной безопасности. Акцентировано внимание на усилении влияния на нынешнее состояние национальной безопасности Украины сетевых гражданских инициатив и структур, особенно социальных сетей гражданских инициатив.
На теоретико-политологическом уровне научного исследования
проанализировано проблему эффективности взаимоотношений государства и гражданского общества в сфере национальной безопасности, определена национальная специфика привлечения общественности Украины к процессам разработки и принятия важных общественных решений, формирования и реализации политики национальной безопасности, внедрения гражданского контроля за ее реализацией.
В контексте необходимости обновления Стратегии национальной
безопасности Украины поданы предложения по усовершенствованию
взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений в сфере обеспечения жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства. Определены главные направления такого взаимодействия: поддержка государством процессов институциализации и специализации деятельности общественно полезных и социально ориентированных общественных организаций; привлечение интеллектуального потенциала общественности и негосударственных аналитических структур к процессам разработки государственной политики национальной безопасности; проведение мероприятий, направленных на упреждение и нейтрализацию антиконституционной и асоциальной самоорганизации граждан; внедрение гражданского контроля за деятельностью органов власти, особенно за использованием властными структурами финансовых и материальных ресурсов, во всех сферах обеспечения населения административными и социальными услугами.
The dissertation contains accomplished comparative analysis of theory- methodological approaches to study the latest world and Ukrainian practices of civil self-organization as interdependence of processes of self-organized society forming and ensuring sustainable and secure development of state and society.
There is commenced a new scientific system approach to study the problem of public dimension of national security, analysis of subject-objective aspects of place and role of different types of civil organizations in the national security system as factors of influence on producing and implementation of state policy in this sphere. In the context of necessity of reconsidering the valid National Security Strategy of Ukraine there are proposed ways to improve coordination of cooperation between state bodies and institutions of civil society in the sphere of vital interests of individual and citizen, social and state security through the state support of processes of institutionalization and specialization of civil organizations' community focused and valuable activities, involvement of intellectual potential of the public and non-governmental think tanks in the process of state security policy making, preventing anticonstitutional and asocial civil self-organization, implementation of effective civil control of governmental activity.