Дисертація присвячена проблемі вивчення шляхів становлення та розвитку корекційної педагогіки і психології в Україні на основі аналізу наукової діяльності І.О. Сікорського. Розкрито основні положення його наукової концепції, що мали найбільший вплив на становлення та розвиток вітчизняної дефектології. Доведено, що І.О. Сікорський вперше у світовій практиці поклав в основу наук, які вивчають дитячу патологію й психологію, цілісний антропологічний підхід, вказавши на взаємозв'язок медико-психологічних і педагогічних аспектів у практиці навчання й виховання даної категорії дітей та запропонував створити науку (дефектологію), як суміжну галузь знань, де перегинаються ці аспекти. Одержані результати свідчать, що наукова спадщина І.О. Сікорського є невід’ємною частиною історії світової педагогіки та психології. Введенні в обіг нові наукові матеріали та факти доповнюють картину становлення й розвитку вітчизняної дефектології і можуть бути використані при викладанні та підготовці підручників з її історії.
Диссертационное исследование посвящено проблеме изучения путей развития и становления специальной коррекционной педагогики и психологии в Украине на основе анализа жизни и творчества профессора Университета Св. Владимира Ивана Алексеевича Сикорского, основательного и поликомпонентного анализа его научно-педагогической концепции относительно обучения и воспитания лиц с нарушениями психофизического развития.
Проанализированы взгляды И.А. Сикорского на особенности и возможности развития лиц с психофизическими недостатками развития. Раскрыты основные положения его научной концепции, которые имели наибольшее влияние на становление и развитие отечественной дефектологической теории и практики, среди которых положения: о происхождении и сущности дефекта, нормы и патологии как комплексной философско-психологической проблемы; о взаимосвязи и взаимодействии медицинских и психолого-педагогических наук; об особенностях психофизического развития аномальных детей и их комплексном изучении; о психолого-иедагогических проблемах обучения и воспитания лиц с нарушениями психофизического развития; о подготовке кадров для работы с аномальными детьми; теоретические и практические проблемы логопедии (вопрос развития и патологии речи, проблемы заикания, нарушений письменной речи, косноязычия); проблема девиантного поведения: факторы и механизмы, которые порождают девиантность поведения, разработка типологии социальножпедагогической деформации личности.
Проведенное исследование позволило установить, что И.А. Сикорский обратился к проблеме взаимосвязи педагогических и медицинских наук. Гуманистическое содержание концепции привело ученого к пониманию тесного взаимодействия и взаимовлияния пограничной науки (дефектологии) как дисциплины, с одной стороны, сугубо медицинской, а с другой - гуманитарной, психолого-педагогической. При этом, он считал возможным найти точки соприкосновения между ними, которые взаимно обогащают потенциал наук, создавая тем самым новое научное знание. Доказано, что профессор И.А. Сикорский впервые в мировой практике положил в основу наук, которые изучают детскую патологию и психологию, целостный антропологический подход и указал на взаимосвязь медико-психологических и педагогических аспектов в практике обучения и воспитания данной категории детей. При взаимодействии смежных с педагогикой научных областей знаний, которые включают психологию и медицину, Сикорский считал целесообразным создать специальную дисциплину, как “пограничную отрасль знаний”, где взаимно пересекаются педагогические и психиатрические аспекты.
Установлено, что И.А. Сикорский стоял у истоков того направления в педагогике, психологии, психиатрии и дефектологии, которое отказалось от узкофункционального, узкомедицинского анализа как нормы, так и патологии детства, и основывалось на монистическом подходе с позиции медицинской и педагогической антропологии. И.А. Сикорсккй стал одним из первых представителей отечественной психологии и психиатрии, которые верно оценили перспективы, которые открываются интегрированной наукой о теории и практике в обучении и воспитание аномальных лиц для медицинских и психолого- педагогических дисциплин.
Доказано, что научное наследие Ивана Алексеевича Сикорского - известного психиатра, психолога и педагога, врача и выдающегося общественного деятеля России и Украины - является неотъемлемой частью истории не только украинской или русской, но и мировой педагогической и психологической наук.
The dissertation is dedicated to exploration of the development and progress of corrective pedagogy and psychology in Ukraine based on analysis of the scientific activity of I.O. Sikorskyi. The thesis reveals fundamental provisions of his scientific concept, which had a major influence cn development of the national special education. It is proven that I.O. Sikorskyi was the first world scientist who applied comprehensive anthropological approach to the sciences related to child pathology and psychology, and highlighted interdependence between medical, psychological and pedagogical aspects in education and up-bringing of disable children, as well as offered to establish a separate science (defectology) as an integral field of knowledge combining those aspects. Obtained results prove that scientific legacy of I.O. Sikorskyi presents an essential part of the history of world pedagogy and psychology. Introduced scientific materials and facts supplement the picture of national special education development and can be used for lecturing and comprising manuals on history of pedagogy.