Дисертація містить результати теоретико-експериментального дослідження проблеми формування дослідницьких умінь майбутніх учителів іноземних мов засобами освітнього середовища університету. Визначено педагогічні умови формування дослідницьких умінь майбутніх учителів іноземних мов засобами освітнього середовища університету: проблемного підходу до вивчення фахових та дисциплін психолого-педагогічного циклу, моделювання педагогічних ситуацій, використання інтерактивних методів навчання та створення суб’єкт-суб’єктної взаємодії між викладачем та студентом. Експериментально перевірено, що використання цих умов, а також інтерактивних методів під час семінарсько-практичних занять з іноземної мови, педагогічної практики позитивно впливає на рівень дослідницьких умінь майбутніх учителів іноземних мов. Обґрунтовано та експериментально перевірено ефективність технології реалізації даних педагогічних умов у процесі навчання студентів іноземної мови.
Диссертация представляет результаты теоретико-экспериментального исследования проблемы формирования исследовательских умений будущих учителей иностранных языков средствами образовательной среды университета. На основании обобщения теоретических подходов определено, что исследовательские умения будущих учителей иностранных языков — это способность выполнять поисково-преобразовательные действия в результате практического применения систематизированных педагогических и профессиональных знаний в процессе обучения иностранному языку и в воспитании школьников. Определена структура исследовательских умений как совокупность интеллектуальных, информационных и умений самоконтроля и самооценки.
Теоретически доказано и экспериментально проверено, что технология формирования у будущих учителей исследовательских умений будет эффективной при наличии таких организационно-педагогических условий: проблемного подхода к изучению специальных и дисциплин психолого-педагогического цикла, моделирование педагогических ситуаций, использования интерактивных методов обучения и создания субъект- субъектного взаимодействия между преподавателем и студентом.
Доказано, что учитывая современные тенденции учебного процесса в высшей школе на гуманизацию и демократизацию, в процессе формирования исследовательских умений будущих учителей иностранных языков речь идет не о прямом влиянии, «формировании», а о предоставлении студенту определенных форм и условий деятельности для самостоятельного формирования и развития исследовательских умений. Такие условия обеспечивает образовательная среда университета.
Под понятием «образовательная среда университета» понимаем системное образование, представляющее собой искусственное социокультурное окружение субъекта обучения, которое включает в себя содержание обучения, различные методы и средства обучения, которые способны обеспечить продуктивную исследовательскую деятельность студента.
Разработаны критерии и показатели определения эффективности внедрения разработанной технологии. Создана технология формирования у будущих учителей иностранных языков исследовательских умений представляет собой совокупность организационных форм, методов, приемов, средств координации учебных и воспитательных воздействий на студентов с целью создания благоприятных возможностей и стимулов для эффективного формирования и дальнейшего саморазвития исследовательских умений.
Осуществлена экспериментальная проверка эффективности использования предложенных организационно-педагогических условий формирования исследовательских умений у будущих учителей иностранных языков средствами образовательной среды университета.
В основу опытно-экспериментальной работы положен критерийно-уровневый подход к оценке степени сформированности исследовательских умений у будущих учителей иностранных языков. Учитывая содержательные характеристики, критерии и показатели, выделены три уровня сформированности исследовательских умений у будущих учителей иностранных языков: высокий, средний и низкий.
Доказано, что технология формирования исследовательских умений будущих учителей иностранных языков способствует развитию всех компонентов исследовательских умений, а именно: интеллектуальных,
информационных и умений самоанализа и самооценки. Она позволяет развивать исследовательские умения студентов в единстве с осуществлением общеобразовательных задач в высшем педагогическом учебном заведении.
Экспериментальная работа подтвердила, что предложенная нами технология позволяет:
- обеспечить каждому субъекту учебного процесса возможность раскрыть свой интеллектуально-творческий потенциал, овладеть стратегиями педагогического поиска;
- повысить конкурентоспособность будущих учителей иностранных языков за счет высокого уровня исследовательских умений, включающих мощную профессиональную осведомленность, эрудицию, овладение процедурами научного поиска, методами научного познания, умениями быстро обрабатывать и анализировать новую информацию, продуктивно ее применять, выбирать оптимальные педагогические средства ее передачи ученикам.
Разработаны методические рекомендации по вопросам специфики формирования исследовательских умений будущих учителей иностранных языков средствами образовательной среды университета.
The thesis contains the results of theoretical and experimental study on formation of research skills of future tt achers of foreign languages means learning environment of the university. Pedagogical conditions of formation of research skills of future teachers of foreign languages means learning environment of the university: the use of problematic elements, the availability of humanistic orientation university lecturer, positive motivation of students for future educational activities. Experimentally verified that the use of these terms, and interactive methods during seminars and practical classes ir. foreign language teaching practice has a positive effect on the level of research skills of future teachers of foreign languages. Proved and tested the effectiveness of implementation of these technologies pedagogical conditions of students in learning a foreign language.