Дисертаційне дослідження присвячене цілісному історико-педагогічно-му аналізу проблем дидактики початкової школи в Україні (кінець XIX -початок XX ст.). У дослідженні розкрито соціально-економічні, суспільно-політичні та педагогічні чинники, що сприяли розвитку дидактики початкової школи зазначеного періоду. Показано вплив зарубіжного педагогічного досвіду на вітчизняну дидактику початкової школи кінця XIX -початку XX ст. Висвітлено внесок передових українських педагогів досліджуваного періоду в розробку теоретичних і прикладних питань теорії навчання, розкрито їхні погляди на мету, завдання, принципи, форми і методи навчання в початковій школі, вимоги до вчителя. Розширено відомості про україномовні підручники з навчання грамоти, читання, математики кінця XIX - початку XX ст. Виявлено прогресивні дидактичні ідеї, які можуть сприяти розвитку і вдосконаленню теорії та методики початкового навчання на сучасному етапі.
Диссертационное исследование посвящено историко-педагогическому анализу проблем дидактики начальной школы в Украине (конец XIX -начало XX столетия). В диссертации показано, что развитие дидактики начальной школы в Украине в исследуемый период обусловлено социально-экономическими, общественно-политическими и педагогическими факторами. Дискриминационная политика царского правительства в области образования украинского народа, критическое отношение передовой педагогической общественности к решению дидактических проблем официальной педагогикой, изучение прогрессивного опыта зарубежных стран в организации начального образования побуждали украинских педагогов к поиску новой модели начальной школы. В исследовании показано, что дидактические взгляды украинских педагогов формировались под влиянием идей реформаторской педагогики (О.Декроли, Д.Дьюи, Г.Кершенштейнера, А.Лая, М.Монтессори и др.), а также основывались на наследии зарубежной (Я.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, Й.Песталоцци, А.Дистервега, Ф.Фребеля и др.) и отечественной (Г.Сковороды, М.Пирогова, К.Ушинского, М.Корфа и др.) педагогической мысли. Изучение и анализ работ передовых украинских педагогов конца XIX -начала XX ст. показали, что их теоретические и прикладные исследования сосредоточились на основных проблемах дидактики: цели и задачах начальной школы, принципах, содержании, методах и формах обучения. Анализируя подходы зарубежной и отечественной педагогической мысли и учитывая потребности украинского народа, они пришли к выводу, что украинская начальная школа должна обеспечить становление личности ребенка, его интеллектуальное, моральное и физическое развитие, воспитать сознательных украинцев, патриотов своей страны. Установлено, что процесс обучения в национальной начальной школе должен основываться на принципах связи обучения с жизнью, активности и самостоятельности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности. Особое внимание уделялось принципам индивидуализации и дифференциации обучения. Курс начальной школы предполагал изучение родного языка, математики (арифметика и элементы геометрии), природоведения, географии, истории, музыки, рисования, ручного труда, физической культуры, а также русского языка и закона Божего. В процессе обучения младших школьников большое внимание уделялось традиционным методам: словесным и наглядным, а также обуславливалась необходимость применения инновационных для того времени методов обучения: практических работ, исследований, наблюдений, дидактической игры. Важным условием оптимального выбора методов обучения считалось их соответствие цели и содержанию образования, возрастным особенностям учеников. Основной формой организации обучения оставался урок. Активно поддерживалась идея внедрения в начальную школу экскурсии, разрабатывалась методика ее проведения. Особой заслугой отечественных педагогов является то, что в сложных условиях они подготовили и издали большое количество украиноязычных учебников для начальной школы. В диссертации проанализированы азбуки и буквари Б.Гринченко, С.Русовой, С.Черкасенко, А.Базилевича, Т.Лубенца, Т.Неводовского, О.Пухальского; книги для чтения А.Лотоцкого, Б.Гринченко, С.Черкасенко, Т.Лубенца, арифметики А.Кониского, А.Комарова и другие учебные книги. Авторы учебников сконцентрировали свое внимание на материале, который был близок и доступен младшим школьникам, воспитывал их в национальном духе, вызывал у них интерес к обучению и познанию нового. Исследование показало, что реализация созданной дидактической концепции начальной школы на практике осуществлялась с большими трудностями. В период 1917-1920 гт., предприняты практические попытки реализации этой концепции в практике работы украинской начальной школы. Дидактические идеи, положения и выводы, которые нашли отражение в наследии передовых украинских педагогов конца XIX - начала XX ст. не только обогатили развитие отечественной дидактической мысли, но не утратили своей актуальности и сегодня и могут быть творчески использованы в современных условиях развития начального образования в Украине.
The Thesis research is dedicated to ah integral historical and pedagogical analysis of Primary Schools didactics problems in Ukraine (the end of XIX - the beginning of XX century). The research reveals socio-economics and pedagogics factors, that influened the development of primary schools didactics of the above - mentioned period. Foreign pedagogics experience influence upon our home - Primary Schools didactics (the end of XIX - the beginning of XX century). The contribution of well-known progressive Ukrainian educational specialists of researched period to the theoretical and applied problems of the education theory has been pointed. Educational specialists views to the objective tasks, principles, forms and educational methods at Primary schools and demands of a teacher have been shown. The information about Unkainian text - books on teaching readiny and voriting, native language, mathematics (the end of XIX - the beginning of XX century) has been broaded. The progressive didactics ideas, vohich can fur ther the development of Modem Theory and Primary Methods have been fonnd.