У дисертації висвітлено проблему виявлення дидактичних умов оптимізації навчального процесу в початковій школі. Проаналізовано сутність і стан порушеної проблеми в педагогічній теорії та практиці. З’ясовано стан оптимізації працездатності учнів початкової школи в масовій практиці навчання. Виявлені дидактичні умови оптимізації навчального процесу, які спрямовані на підвищення працездатності школярів за рахунок посилення цілеспрямованості навчання, підвищення мотивації учіння, розвитку навичок навчальної праці, зростання інформаційної насиченості змісту освіти.
В диссертации раскрыты проблемы исследования дидактических условий оптимизации работоспособности младших школьников. Эта проблема является ключевой на начальном этапе обучения, потому что при оптимальном построении процесса обучения каждый ученик класса усваивает материал на уровне своих максимальных возможностей в данный момент, одновременно двигаясь вперед в своем развитии. Вот почему оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей школьников. Практически оптимизация начинается с того, что по определенным критериям оценивается достигнутый уровень обученности, развитости учащихся. Как правило, он ниже объективно возможного (если этот уровень всех удовлетворяет, оптимизации быть не может: цель достигнута, улучшать больше нечего). Затем проектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик). После этого применяется система учебновоспитательных мер, призванная обеспечить намеченные изменения. В итоге происходит сравнение процессов и достигнутых результатов с оптимально возможными, сопоставление затрат времени на домашнюю работу с нормативами, усилие учителей и учащихся, делается вывод о степени оптимизации. Изучено состояние проблемы формирования общеучебных умений и навыков младших школьников в психолого-педагогической литературе и педагогической практике. Основными видами указанных умений являются: умение сравнивать, анализировать. выделять главное, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование интереса и ответственного отношения ученика к учебе является одним из основных заданий по формированию мотивационной сферы личности школьника. В младшем школьном возрасте оно имеет такие особенности: 1) ученик готов принять цели, заданные учителем, но на непродолжительное время; 2) ученик может определить важность целей урока, но у него отсутствует умение сопоставлять цели со своими возможностями, что зачастую приводит к снижению мотивации обучения. Определено, что оптимизация обучения требует активной творческой деятельности и специальной работы по мотивационному тренингу. В целом же условие оптимизации учебного процесса являются реально доступными для каждой школы, каждого учителя. Овладение дидактическими условиями оптимизации поднимают общий уровень педагогической культуры учителя, позволяют в целостной взаимосвязи воспринимать закономерности и принципы педагогики, руководствоваться ими при выборе наилучшего в данной ситуации подходу к организации учебного процесса. Доказано, что избрать оптимальный вариант процесса обучения можно, только зная всю систему в целом и каждый элемент в отдельности. Вот почему оптимизации должно предшествовать глубокое овладение основами педагогики, её фундаментом.
The thesis discovers the problem of investigation of the didactic conditions of the optimization of the ability to work of the junior pupils. This problem is a key one at the beginning stage of teaching because due to the optimal structure of the teaching process every pupil of the class learns the material according to his/her maximum abilities at the moment moving at the same time ahead in his/her development. That is why the optimization of teaching foresees the obligatory studying pupils’ studying abilities. The state of the problem of the formation of the general cognitive skills of the junior schoolchildren in the psychological-pedagogical literature and pedagogical practice has been studied. The main kinds of skills mentioned above are: the skill to compare, to analyze, and to find the main point, to prove, to set the links between cause and effect, to synthesize. The formation in every pupil the interest and responsibility to studying is one of the main tasks of formation of the motivation sphere of the pupil’s personality'. At the junior school age it has such peculiarities: 1) the pupil is ready to get the aims set by the teacher but only for short lime; 2) the pupil is able to determine the importance of the lesson aims, but he/she has no skills to compare the aims with his/her abilities and it often causes lowering of the motivation of studying. It is determined that the optimization of studying demands active creative work and special work with motivation training.