Дослідження присвячено вивченню змісту, форм, методів і конкретних прийомів організації роботи учнів з підручником у процесі навчання біології в 6-8 класах. Автором розроблена і впроваджена концепція методичного апарата шкільного підручника біології, що посилює процесуальний аспект навчання, спонукає учнів замислюватись над прочитаною інформацією, допомагає переносити здобуті знання в життєву практику. Результати дослідження дозволяють сформулювати рекомендації щодо введення спецкурсу “Методика організації роботи учнів з підручником на уроках біології” у процес професійної підготовки майбутніх учителів у вищих закладах освіти і використання вчителями загальноосвітніх шкіл. Концепція створення методичної обробки (методичного апарату) підручника біології сприяє покращенню сприйняття, розуміння учнями практичної значущості біологічних знань.
В исследовании раскрыта актуальная тема - организация работы учащихся с учебником в процессе обучения биологии в 6-8 классах. В диссертации исследуются содержание, формы и методы организации работы учащихся с учебником в процессе обучения биологии в 6-8 классах; подготовка учителя к указанной деятельности; анализируются методические подходы к ее осуществлению. На основании анализа результатов констатирующего эксперимента были установлены объективные причины, которые вызывают у учителей биологии трудности в использовании учебников: 1) в школьных учебниках биологии не всегда введена методическая система, которая бы соответствовала возрастным особенностям учащихся и способствовала бы активизации процессуальных аспектов обучения биологии; 2) учителя не готовы использовать методический потенциал школьного учебника как эффективного педагогического инструментария обучения биологии; 3) отсутствие у учителей умений интерпретировать текст учебника для создания индивидуальных заданий; 4) в высших педагогических учебных заведениях отсутствует или бегло изучается специализированный курс «Методика организации работы учащихся с учебником». Типичные недоработки в практике учителей биологии объясняются тем, что: а) не производится анализ действующих учебников биологии в специальных изданиях; б) недостаточное внимания уделяется обучению учащихся способам использования учебников; в) у школьников не формируются учебно-познавательные умения делать выводы из прочитанного; г) не уделяется внимание формированию навыков динамического чтения; д) не формируются навыки критического чтения (приемы логического мышления); ж) школьники не учатся визуальным способам работы с учебником (сворачивание информации в схемы, таблицы во время конспектирования полученной информации). На основе творческого анализа литературных источников и школьной практики автором разработана и внедрена концепция методического аппарата школьного учебника, который дает возможность усиления процессуального аспекта обучения биологии и способствует формированию у школьников специальных умений работы с биологической информацией; проанализированы уровни готовности учителя биологии к организации работы учащихся с учебником. Использование предложенной методики организации работы учеников с учебником в процессе обучения биологии в 6-8-х классах детерминировано комплексом внутренних и внешних факторов, реализация которых осуществляется при условии ориентации учеников на осмысленную работу с биологической информацией, перенесению ее в другие учебные ситуации, в реальную жизнь. Доказана целесообразность использования методики организации работы учащихся с учебной книгой на всех этапах обучения биологии.
The urgent theme has been analyzed in this research - organization of the students’ work with the textbook during the process of teaching biology in 6th - 8th class.. The author developed and introduced the conception of methodical apparatus of the school textbook which gives the possibility of intensification of processual aspect of teaching biology and assists in formation in the students of special skills in working with biology information; the author analyzed the levels of readiness of the biology teacher for organization of the students’ work with the textbook. During the step-by-step formation in the students of the skills of working with the textbook, the intellectual faculties and skills of critical attitude towards the material read are developed, as well logical thinking technique is formed. It is expedient to use the proposed mechanism of organization of the students’ work with the textbook during all grade levels.