Дисертація являє собою експериментальне дослідження теоретико-методичних засад компаративного вивчення шкільного курсу української літератури. У дисертації вперше в методиці української літератури методологічно опрацьовано концепцію компаративного вивчення вітчизняної і зарубіжної літератур, зокрема проаналізовано теорію і практику компаративного вивчення шкільного курсу української літератури, сформульовано принципи компаративного вивчення української літератури та встановлено їх зв’язки із загально-дидактичними принципами, обгрунтовано технологію компаративного підходу до вивчення літератури, яка включає різноманітні методи, засоби і форми навчальної діяльності, з’ясовано теоретичні та методичні аспекти порівняльного вивчення літератури в середній школі. На запропонованих концептуальних засадах дисертації можливе конструювання варіативних шляхів проектування змісту літературної освіти школярів залежно від типів навчальних закладів на основі міжпредметної інтеграції знань.
Диссертация является экспериментальным исследованием теоретикометодических основ компаративного изучения школьного курса украинской литературы. В диссертации осуществляется систематический обзор и теоретическое обобщение наработанного предыдущими литературоведческой и методологической традициями опыта анализа художественного произведения и разрабатывается на его основе собственная научная модель комплексного использования в школьной практике компаративного подхода в изучении украинской и зарубежной литератур. Синтез различных научных подходов к художественному тексту позволил теоретически выстроить систему компаративного изучения литературы в школе. Обосновано, что дидактическая модель компаративного изучения украинской литературы состоит из нескольких этапов, в частности: подбор художественных произведений, перспектива планирования, характер деятельности на уроках, комплекс методов и приемов работы. В диссертации исследованы литературные связи Украины и западноевропейского региона, показана их сложная многовековая история, доказано, что взаимодействие и синтез национального и интернационального в литературе является специфической художественной особенностью произведения, которая обуславливает его самобытность и определяет контекст, исследована проблема развития компаративизма в литературоведении. В процессе определения психолого-педагогических основ компаративного изучения современного школьного курса литературы проанализированы общие и специальные дидактические принципы научного анализа литературного произведения, раскрыты особенности восприятия художественного произведения учащимися.
Смоделирована педагогическая система компаративного изучения украинской и зарубежной литератур, систематизированы основные принципы и разработана дидактическая модель организации уроков компаративного изучения украинской литературы. Предложенный в диссертации типологический ряд изучаемых произведений позволит учителю организовать на уроке рассмотрение микроструктур литературного процесса, что сделает невозможной простую констатацию тождественности и отличий отдельных элементов сравниваемых художественных структур. В процессе экспериментальной работы постепенно определялась и апробировалась методика сравнительной интерпретации художественного произведения, в частности, раскрыты функции, цель и основы системы компаративного изучения украинской и зарубежной литератур и обобщены основные компоненты ее модели, исследована эффективность педагогической системы компаративного изучения школьного курса литературы. Предложенный теоретический и методический блоки модели компаративного изучения украинской литературы эффективны в практической реализации учителями. Определены программные требования, тематическое содержание, методы и приёмы компаративного изучения литературы, способы ее методического обеспечения: гуманистическая направленность тематики и художественная целостность, что содействует формированию в учащихся лучших человеческих качеств; направленность программного содержания на активное развитие в учащихся художественного видения, ассоциативного мышления; учет основных дидактических принципов и специфических закономерностей обучения. Результаты исследования дают основания считать, что исходная методология является правильной, определенные задания реализованы, цель достигнута, совокупность полученных выводов имеет важное значение для теории и практики педагогических технологий и дальнейшего развития теоретических и методических основ функционирования. В результате изучения состояния исследуемой проблемы возникла необходимость создания организационно-методический системы педагогического стимулирования в связи с тем, что традиционная система информативных методов обучения ориентирована преимущественно на репродуктивную деятельность субъекта учения и не всегда способна решить актуальные задания реализации творческого потенциала учащихся, что обостряет противоречия между общественными требованиями к ним и реальным уровнем их образованности. Качественный и количественный анализ эффективности экспериментальной системы подтверждает необходимость внедрения предложенной системы компаративного изучения в методику преподавания литературы. На разработанных в диссертации концептуальных подходах возможно конструирование вариативных путей проектирования содержания литературного образования учащихся на основе межпредметной интеграции знаний.
The dissertation is the experimental investigation of the theoretic and methodic foundations of the comparative course of studies of Ukrainian literature at school. It is for the first time in the methods of teaching of Ukrainian literature that the conception of the comparative studies of this country and foreign literature is worked out, the theory and practice of the comparative studies of Ukrainian literature at school is analysed and its ties with the common didactic principles are determined. The thesis work inquires into the question of the literary links of Ukraine and Western European region, and its many centuries complicated history. It is proved that interralation and synthesis of national and international in literature is the specific artistic peculiarity of literary work to stipulate its originality and to define the context, to investigate the problem of comparativism development in literary criticism. The work also deals with the technology of the comparative approach to 1iterature studies containing various, means and forms of educational activities and the theoretic and methodical aspects of the comparative studies of literature at secondary school are brought to light The suggested conceptional background of the thesis provides an ample opportunity for the construction of variable ways of planning the contents of literary education in accordance with the types of educational establishments on the basis of intersubjective integrations of knowledge.