У роботі здійснено дослідження наукових основ проблеми організації самостійної роботи старшокласників з математики в умовах диференційованого навчання й обгрунтована методика її реалізації на основі особистісно орієнтованого підходу в навчанні. Результати дослідження можуть бути використані вчителями математики старшої школи в процесі організації самостійної роботи учнів як навчальної діяльності, авторами підручників і методичних посібників, будуть корисні також методистам математики і студентам педагогічних вузів та слухачам інститутів післядипломної педагогічної освіти.
Диссертация посвящена проблеме организации самостоятельной работы старшеклассников по математике в условиях дифференцированного обучения. Теоретически и экспериментально обоснована методика её формирования как учебной деятельности в условиях внедрения личностно-ориентированного подхода в обучении. Значительное внимание уделялось формированию у старшеклассников навыков и умений обучаться самостоятельно, поскольку для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования становится необходимостью повышение эффективности процесса обучения именно благодаря активизации самостоятельной деятельности учащихся. Развитие у школьника самосознания в условиях учебно-познавательной деятельности тесно связано с формированием саморегуляции. Это позволяет ученику самому регулировать продвижение в учении: сознательно видеть причины трудностей, прогнозировать ожидаемые затруднения, сознательно организовывать себя, стимулировать и овладевать новыми способами учения с учетом требований к себе со стороны учителей, самому планировать и организовывать личную самостоятельную учебную деятельность. Уровень развития саморегуляции ученика зависит от степени соотношения его самостоятельности и меры помощи ему со стороны учителя в разных условиях учебной ситуации. В диссертации самостоятельная работа учащихся рассматривается как: - учебная деятельность, которой могут и должны овладевать старшеклассники, исспользуя и розвивая при этом свои личные качества согласно с индивидуальными познавательными возможностями; - целостный процес (в условиях дифференцированного обучения), в ходе которого формируются все деятельностные компоненты и их функциональные взаимосвязи. Установлено, что формирование самостоятельной учебной деятельности учащихся должно происходить по таким взаимосвязанным направлениям: 1. Формирование элементов стимулирующе-мотивационной составляющей самостоятельной работы в направлениях: потребность → мотив → цель → объект; 2. Формирование следующих структурных элементов самостоятельной работы в направлениях: операция → действие → деятельность; 3. Формирование самоконтроля и самооценки учения. В ходе формирования всех компонентов учебной деятельности в их взаимосвязи у школьника вырабатывается склонность к овладению способами учебной деятельности, что в дальнейшем может развиться в потребность самообразования, саморазвития, самовыражения. Важное место в организации самостоятельной работы как учебной деятельности занимает дифференциация обучения, которую, как показало исследование, целесообразно проводить на основании следующих критериев: 1. За уровнями сформированности самостоятельной работы учащихся по математике как учебной деятельности; 2. За уровнями обученности учащихся. Дифференциация по первому критерию является необходимым условием формирования у учащихся навыков и умений обучаться самостоятельно, учитывает уровень развития у них такого качества личности, как самостоятельность. Поскольку самостоятельность и обучаемость взаимосвязанные между собой качества, то указанная дифференциация включает в себя дифференциацию и по обучаемости учащихся. Дифференциация по второму критерию является необходимым условием учитывания индивидуальных математических знаний, навыков и умений учащихся. Если первый критерий требует внесения коррективов в организацию самостоятельной работы учащихся, в её мотивационную составляющую, то второй ставит требования к выбору содержания заданий и методов, средств и форм работы по их решению. Наряду с заданиями формирования индивидульной самостоятельной учебной деятельности, в диссертации рассматривается вопрос о формировании её коллективных и групповых форм. Освоение учащимися способами совместной учебной работы является условием формирования активной позиции школьника по отношению к другим, умения оценивать самостоятельную работу своего товарища и, учитывая его мнение, оценивать свою личную. Позже на этой основе возникают мотивы сотрудничества, формируется способность анализировать возможные варианты и способы своей кооперации з другими учащимися и их усовершенствования. Обеспечивая самостоятельное продвижение учебной деятельности учащихся по математике, дифференцированной по уровням сформированности самостоятельной работы учащихся, учитель создаёт благоприятные условия для проявления самостоятельности учащихся, роста уровня учебных навыков и умений, что является важным условием формирования позитивных мотивов учения, а потому и самообразования. Результаты исследования могут быть использованы учителями математики старшей школы в процессе организации и проведения самостоятельной работы как учебной деятельности, авторами учебников и методических пособий, они будут полезны также методистам и студентам педагогических вузов, а также слушателям институтов последипломного педагогического образования. Идеи, разработанные в диссертации, могут использоваться и учителями других школьных предметов.
The reseach of scientific bases for organigation of independent problem of senior pupils under the conditions of differentiational studying was performed and teaching methods of its realization on the personally-oriented approach in learning are substantiated. The results of the research can be applied by the teachears of senior school in the process of organization and conducting independent work as learning activity, by the writers of resource materials by various professionals in the field of math instruction and students of pedagogical universities, postgraguates. The ideas worked out in the thesis can be used by teachers of other academic subjects.