Дисертація присвячена дослідженню феномена музично-виконавського мислення, що розглядається у контексті фортепіанної підготовки студентів. У дисертації уточнено поняття „музично-виконавське мислення”, конкретизовано його зміст та структуру, визначено психологічні особливості та педагогічні умови розвитку. Проаналізовано зміст навчальної виконавської діяльності, зорієнтованої на розвиток музично-виконавького мислення. Розроблено та застосовано у педагогічному експерименті комплексну діагностику стану розвитку музично- виконавського мислення студентів. Теоретично обґрунтовано та експериметально перевірено методику цілеспрямованого розвитку музично-виконавського мислення студентів у процесі фортепіанної підготовки, в основу якої вперше покладено змістову орієнтацію навчання на фундаментальні феноменологічні константи музики як об’єкта пізнання, внутрішньо-музичні та психолого-технологічні закономірності художньо-творчого виконання.
Диссертация посвящена исследованию феномена музыкально-исполнительского мышления в контексте фортепианной подготовки студентов. В работе уточнено понятие „музыкально-исполнительское мышление”, конкретизированы его содержание и структура, определены психологические особенности и педагогические условия развития. Проанализировано содержание учебной исполнительской деятельности, ориентированной на развитие музыкально-исполнительского мышления.
Музыкально-исполнительское мышление рассматривается как интегративный духовный феномен, который функционирует в сикретическом единстве его художественно-концептуального, музыкально-феноменологического и исполнительски-технологического компонентов. Трёхмерность структуры и особенности форм протекания процесса художественно-творческого исполнения обуславливают трактовку музыкально-исполнительского мышления как осознанного оперирования художественно-звуковыми представлениями, имманентными интонационно-композиционным и фактурно-клавиатурным ментальным моделям музыкальной ткани.
В деятельносном контексте музыкально-исполнительское мышление рассматривается автором в содержательном поле музыкального познания, творчества, личностной оценки, музыкально обусловленной комуникации [коммуникации]. Отмечается творческий характер, эйдетичность музыкально-исполнительского мышления: мысленное погружение в континуальное музыкальное бытие, синергетическая самоорганизация сознания в ладоинтонационном пространстве музыкальной ткани за её „ладоритмической” гравитацией и т.п.
Среди педагогических условий эффективного развития музыкально-исполнительского мышления выделены: создание музыкоцентрической ситуации развития, характер которой определяется содержательным наполнением познавательно-творческих каналов/связей на уровне „Исполнитель (ученик, педагог)-Музыка/Художественная действительность”; стимулирование интелектуальной [интеллектуальной] и эмоциональной сфер студента, расширение его когнитивных возможностей путём метафоризации содержания предмета познания (музыкального произведения, психолого-технологических особенностей исполнения и др.); формирование „музыкально-эстетической компетентности” - особого качества актуальных музыкальных знаний вследствии [в следствии] ощущения художественно-звукового содержания музыкальных понятий; усиление творческой активности путём создания атмосферы позитивной эмоциональной поддержки исполнительских проб студента. В основу модели процесса, развития музыкально-исполнительского мышления студентов положена методическая система, которая содержит цель, содержание и методы обучения, критерии, и уровни развития исследуемого феномена. Отмечается, что определяющим фактором развивающего обучения выступает его содержательное наполнение, а именно ориентация на фундаментальные феноменологические Константы музыки как объекта познания, метапредметные узловые , точки её модели/фрейма, которые обеспечивают целостность видения в условиях смещения познавательной доминанты (художественной, феноменологической, технологической) и перенос полученных знаний, умений и навыков. Центральным звеном процесуального [процессуального] компонента обучения выделены методы музыкально-исполнительского познания, определяющие характер методов преподавания и способов познавательно-творческой деятельности студентов.
В основе методики экспериментального обучения автор выделяет содержательную ориентацию на метапредметные фундаментальные феноменологические константы музыки как объекта познания, внутри- музыкальные и психолого-технологические закономерности творческого, художественного исполнения. В качестве фундаментальных феноменологических констант предлагаются категории: художественно-образная концепция,
акустически-виртуальный звукообраз; интонирование, фразировка, ладовый ритм, формообразование; техническая фразировка, клавиатурно-графический рисунок, слухо-клавиатурный синтез и т.д.
В ходе экспериментального исследования использовалась комплексная диагностика состояния развития музыкально-исполнительского мышления студентов. В качестве критериев исследования рассматривались: определённость художественной позиции, опыт понимания музыки, органичность исполнительской технологии. Эффективность методики развития музыкальнo-исполнительского мышления была подтверждена результатами эксперимента. На основе материалов исследования разработаны методические рекомендации. Методика развития музыкально-исполнительского мышления внедрена в практику фортепианной подготовки студентов в условиях высшего педагогического образования.
Dissertation is devoted to the research on the phenomenon of music-performing thinking, which is examined in the context of students’ piano preparation.
The concept “music-performing thinking” has been made more exact, its content and structure have been concretized, psychological peculiarities and pedagogical conditions of development have been defined; the content of educational performing activity focused on the development of music-performing thinking has been analyzed; the complex diagnostics of development state of students’ music-performing thinking has been worked out and applied in the pedagogical experiment; for the first time the methods of purposeful development of students’ music-performing thinking in the process of the piano preparation has been theoretically grounded and verified in the experiment, on the base of it inner-musical and psychological technological peculiarities of artistic-creative performing, content-educational orientation to fundamental phenomenological constants as the object of knowledge has been laid down.