У дисертації розглядаються методологічні, теоретичні та методичні основи психогігієни процесу виховання і навчання, дається розгорнутий аналіз культурно-історичного розвитку проблеми душевного здоров’я і становлення педагогічної психогігієни. Визначено культурно-етнічні виміри психогігієни, основи індивідуальної психорегуляції, наведено методики психогігієнічного нормування і контролю.
Теоретично обґрунтовано принципи особистісної цілісності, ідейно- реалістичної єдності у психогігієнічному забезпеченні навчання і виховання, взаємоузгодженості сенсоутворення та самоздійснення у віковій перспективі.
Теоретичне значення дослідження полягає в створенні цілісної теорії педагогічної психогігієни, а практичне - в розробленні методики педагогічної психогігієни для забезпечення збереження і зміцнення психічного здоров’я учасників навчально-виховного процесу середньої загальноосвітньої школи.
В диссертации изложены методологические, теоретические и методические основы психогигиены процесса воспитания и обучения, дан развернутый анализ культурно-исторического развития проблемы душевного здоровья и становления педагогической психогигиены. Определены культурно-этнические измерения психогигиены, основы индивидуальной психорегуляции, приведены методики психогигиенического нормирования и контроля.
Объектом исследования являются психогигиенические особенности процесса воспитания и обучения.
Предмет исследования - закономерности и механизмы психогигиенических аспектов учебно-воспитательного процесса учреждений образования.
Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических основ педагогической психогигиены, определении главных психолого-педагогических принципов их применения, а также способов обеспечения оптимальных условий психического развития детей и учащихся, формирования культуры их психического здоровья и профессиональной психогигиенической позиции педагогических работников.
Сравнительно-исторический анализ основных тенденций методологического и теоретического решения психогигиенической проблематики на разных этапах развития цивилизации подтвердил закономерное усложнение факторов социально-психической жизни человека. Проведенное исследование культурно-этнических аспектов психогигиены воспитания и обучения дало возможность установить, что семья и общество выступают в своей совокупности микро- и макроцелостностями, которые при взаимосогласованности собственных целей гармонизируют психическое развитие ребенка, а при их взаимном несоответствии усиливают напряжение психофизиологических механизмов адаптивности детей и подростков. Обобщенное содержание цели воспитания и определенные этой целью воспитательные идеалы отражает в себе психическая норма. Роль образования состоит в развитии адаптационных возможностей ребенка, подростка, юноши, взрослого человека к культурным условиям жизни постоянно усложняющихся обществ. В исследовании теоретически обоснованы принципы личностной целостности в психогигиеническом обеспечении обучения и воспитания, взаимосогласованности смыслообразования и самоосуществления в возрастной перспективе, идейно-реалистического единства каждого из компонентов общего для всего общества поощрительно-побудительного механизма образовательной процессуальности. Разработана модель возрастной изменчивости индивидуальной нормы психических состояний детей и учащихся, методическая база для их отслеживания и прогнозирования, которая обеспечивает реализацию целостного подхода к изучению психического здоровья, осуществление педагогически-исихогигиенического влияния с целью его сохранения и укрепления. Изложена методология индивидуальной динамики психической нормы как определенного состояния качества психического здоровья детей и подростков - основа для прогностической оценки моделей возрастной изменчивости индивидуальной нормы психических состояний.
Разработанная методика педагогической психогигиены включает диагностическую, отслеживающую и проективную батарею тестов, опросников, других методических инструментов оценивания состояния и качества психического здоровья детей и подростков.
Теоретическое значение исследования состоит в создании целостной теории педагогической психогигиены в комплексе с методикой ее применения в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. Практическое значение исследования состоит в разработке методики педагогической психогигиены для обеспечения сохранения и укрепления психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.
Methodological, theoretical, and technique grounds for psycho-hygiene of upbringing and education are considered, an all-out analysis of cultural and historical development of mental health problem and of formation of pedagogical psycho-hygiene is given. Cultural and ethnic dimensions of psycho-hygiene are determined; bases of individual psycho-regulation, as well as methods of psycho-hygienic adjustment and control, are elucidated.
Theoretical grounds are given for personal integrity principles, for unity of model and actual aspects of psycho-hygienic basis, underlying the process of education and upbringing, for conformity of sensory formation and personal ac- tualisation in the ontogenesis.
Theoretical significance of this research arises from development of the integral theory of pedagogical psycho-hygiene, while its practical significance is due to elaboration of methods of pedagogical psycho-hygiene, aimed at protection and improvement of mental health of students and teachers in secondary school.