Дисертацію присвячено проблемі дослідження психологічних умов подолання професійного егоцентризму вчителя. Проаналізовано стан розроблення наукової проблеми в сучасній психолого-педагогічній науці; подано аналіз базових понять дослідження; визначені концепти професійного егоцентризму вчителя. В дисертаційному дослідженні розроблена та обгрунтована концептуальна модель становлення і розвитку професійного егоцентризму вчителя, експериментально виявлені ознаки та рівні його прояву. У роботі послідовно розкриваються визначені психологічні умови подолання професійного егоцентризму вчителя, до яких належать: 1) забезпечений розвиток професійної децентрації вчителя як його балансного механізму; 2) забезпечений розвиток зрілої Я - концепції вчителя; 3) реалізований особистісний підхід як базова ціннісна орієнтація, що визначає стратегію оновлення системи підвищення професійної кваліфікації педагогічних працівників. Експериментально встановлено, що забезпечення вищезазначених психологічних умов сприяє подоланню професійного егоцентризму вчителя у процесі післядипломної педагогічної освіти.
Диссертация посвящена проблеме исследования психологических условий преодоления профессионального эгоцентризма учителя. Проанализировано состояние разработанности проблемы в современной психолого-педагогической науке; представлен анализ базовых понятий исследования; осуществлен анализ эгоцентризма как психологического феномена в соответствии с общими формами существования психического; представлены виды, индивидуально и социально обусловленные формы эгоцентризма личности. В работе определены концепты профессионального эгоцентризма учителя: механизмы и факторы его формирования и развития; экспериментально выявлены когнитивные, эмоциональные и поведенческие (включающие речевые) признаки; эмпирически определены уровни его развития. В диссертационном исследовании последовательно раскрываются психологические условия преодоления профессионального эгоцентризма учителя: 1) обеспечено развитие профессиональной децентрации учителя как его балансного механизма; 2) обеспечено развитие зрелой Я - концепции учителя; 3) реализован личностный подход как базовая ценностная ориентация, которая определяет стратегию обновления системы повышения профессиональной квалификации педагогических работников. С целью определения обусловленности уровня профессионального эгоцентризма учителя особенностями его Я - концепции осуществлено исследование уровня гармоничности, зрелости личностного развития педагогов, уровня их самоактуализации. Получен высокий, достоверный коэффициент криволинейной корреляции, который свидетельствует о том, что высокий и низкий уровни развития профессионального эгоцентризма учителей коррелируют с низким уровнем их самоактуализации, личностной зрелости. С целью определения места профессионального эгоцентризма учителя в структуре профессиональных деформаций личности осуществлено экспериментальное исследование уровней профессионального выгорания учителей. Получена прямолинейная корреляционная связь между данными признаками, что позволяет рассматривать чрезмерно высокий уровень профессионального эгоцентризма учителя в качестве профессиональных деформаций личности. Разработан спецкурс, включающий цикл лекций и тренинговых занятий для слушателей курсов повышения квалификации в системе последипломного педагогического образования, который направлен на профилактику и коррекцию профессионального эгоцентризма. Обосновано, что теоретический курс является необходимым, поскольку актуализирует механизм объективизации смысловой генерализованной установки - осознание учителями сущности феномена профессионального эгоцентризма личности. Тренинговая часть спецкурса позволяет реализовать психологические условия преодоления профессионального эгоцентризма учителя, поскольку: во-первых, именно групповая кооперативная деятельность активизирует потребность в децентрации - осуществляется расшатывание эгоцентрической позиции личности; во-вторых, тренинг выступает тем методом, который способствует осознанию и самокоррекции личностью собственной Я - концепции; в-третьих, тренинговая форма занятий реализует принцип активности субъектов образовательного процесса, принцип свободного выбора форм и методов взаимодействия, возможности самостоятельно принимать решения, которые являются основными положениями личностного подхода в последипломном педагогическом процессе. Экспериментально установлено, что обеспечение вышеупомянутых психологических условий способствует преодолению профессионального эгоцентризма учителя в процессе последипломного педагогического образования.
The dissertation is devoted to researching the problem of psychological conditions of overcoming professional teacher’s egocentrism. There the level of development of this problem in modem psychological-pedagogical science is analysed; analysis of base research concepts is submitted; concepts of professional teacher’s egocentrism are definite. In the dissertation is worked out the conceptual model of formation and development of person professional egocentrism, are discovered the indications and levels manifestations of it. In the dissertation psychological conditions of overcoming professional teacher’s egocentrism are opened consecutively: 1) development of teacher’s professional decentration as its balance mechanism is ensured; 2) development of “1 - concept” is ensured; 3) personal approach as base orientation determined the strategy of renewal the system of increasing the pedagogical workers’ professional qualification is realized. It is experimentally determined that realization these psychological conditions provides overcoming professional teacher’s egocentrism in the process of advanced pedagogical education.