У роботі виконано комплексне дослідження наукових основ проблеми формування системи узагальнених прийомів розумової діяльності в майбутніх учителів початкових класів в процесі вивчення курсів: “Математика”, “Теоретичні основи початкового курсу математики і методика її навчання”. Розроблено теоретичну модель формування системи узагальнених прийомів розумової діяльності, що включає процесуальні і змістові дії, які забезпечують високий рівень осмислення ходу виконання математичного завдання і сутності засвоєних понять. Виділено в курсі математики педагогічних факультетів місце і методику формування прийомів розумової діяльності і дано рекомендації з їхнього використання при переносі на методику навчання математики в початковій школі і педагогічну практику.
В работе выполнено комплексное исследование научных основ проблемы формирования системы обобщенных приемов умственной деятельности у будущих учителей начальных классов в процессе изучения курсов “Математика”, “Теоретические основы начального курса математики и методика ее преподавания”. На основе изученной литературы и результатов имеющихся исследований уточнено понятие «обобщенный прием умственной деятельности». В исследовании его рассматривали как целостную органичную совокупность действий, которая отражает процессуальную и содержательную сторону учебной деятельности и направлена на активное самостоятельное решение проблемных учебных задач обучающихся. Существенное отличие используемого в исследовании подхода к рассматриваемой педагогической проблеме состоит в том, что обобщенные приемы умственной деятельности обладают системностью, универсальностью, комплексностью, самостоятельностью и педагогической направленностью. Они позволяют студентам решать многообразные математические задачи, а также являются необходимой базой для развития профессионального творчества будущих учителей начальных классов. Выделены в курсе математики педагогических факультетов место и методика формирования приемов умственной деятельности и даны рекомендации по их использованию при переносе методику преподавания математики в начальной школе и педагогическую практику. Разработанная методика экспериментального обучения с учетом психолого-педагогических закономерностей предполагает применение студентами обобщенных приемов умственной деятельности как основы для выполнения системы упражнений по математике и методике ее преподавания в начальной школе в условиях уровневой дифференциации. Качественный и количественный анализ результатов опытного обучения показали, что студенты экспериментальных групп, овладев обобщенными приемами умственной деятельности, самостоятельно осуществляли их выбор, перестройку и перенос на нетиповые математические задания, а также на курс начальной математики.
Организация обучения математическим дисциплинам на факультетах начального обучения с позиций деятельностного подхода и теории поэтапного формирования умственных действий с использованием методических возможностей, которыми располагает проблемное обучение, математических тестов, средств современных информационных технологий позволило обеспечить эффективное и качественное формирование у студентов обобщенных приемов умственной деятельности. Разработанная методика формирования обобщенных приемов умственной деятельности прошла апробацию в педагогических вузах и университетах Крыма, Луганска, Херсона. Педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики развития и формирования обобщенных приемов умственной деятельности более высокими показателями качества математической и методической подготовки будущих учителей начальной школы, повышением уровня их умственной деятельности, высокую научность, деятельностный подход и педагогическую направленность в процессе изучения математических дисциплин у студентов экспериментальных групп специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание».
The work provides complex research of scientific principles of system of the generalized methods of mental activity of future primary school teachers problem formation executed during studying Mathematics courses, “Theoretical principles of initial course of mathematics and methods of its teaching”. The theoretical model of system of the generalized methods of mental activity, including remedial and substantial actions which provide the high level of judgment of a mathematical problem solving and the essence of the acquired concerts is developed. The place and methods of mental activity formation arc allocated in a course of mathematics of teachers training faculties and recommendations tor their use are given at carry on other disciplines of professionally focused cycle - methods of mathematics teaching in primary school and teaching practical training.