У дисертації окреслено визначальні етапи осмислення та аналізу вітчизняною літературознавчою думкою історичної белетристики. Показано, що процес літературного відображення історії має певні традиції, в яких визначились дві тенденції: історико-художня та художньо-історична. З’ясовано, що типовими ознаками, сучасної історичної прози є необароковість, розширення часових подієвих рамок і психологізм.
В аналітичній частіші роботи дисертаїпка здійснено синхронно-діахроннш аналіз історичного епосу Валерія Шевчука. Розкодувзння символів, жими оперує автор, доповнено дослідженням особливостей композиційно-сюжетної структури та стильової фактури творів сучасного автора. Прослежено, як позиція автора-оповідача та історика, схованого за лаппунками тексту, вводить читача у знайомий, проте незнаний світ минущого.
В работе определены основные этапы становления украинской исторической беллетристики Показано, что в процессе развития этого жанра обозначились две тенденции: историко-художественная и художественно-историческая. Первой присуща иллюстративность, просветительство. Именно эта тенденция доминировала в украинской прозе до 60-х годов XX века. Вторая основывается на художественном построении, соединяющем элементы романтизма и психологизма с учетом исторических реалий.
Для украинской исторической прозы существовали жесткие идейно-тематические рамки, а любые попытки раздвинуть их присекались (борьба с “антиисторизмом”). Разрушать эту ситуацию начал в 70-х годах XX века «магический реализм». Именно это стилевое направление в сочетании с психологизмом и барокко стало доминирующей тенденцией На современном этапе развития исторической прозы.
В аналитической части работы проанализирована историческая проза Ват. Шевчука. Обращение писателя к исторической тематике обусловлено духовным возрождением, необходимостью привнести в современную общественную жизнь идеи, которые направлены на формирование свободной личности, а также индивидуальными "историческими” интересами автора Историко-художественная тенденция представлена романом "На полі смиренному” и трилогией "Три листки за вікном", сюжеты которых позаимствованы го национальной литературы. Эти произведения, как зеркало, отражают изменчивое и сложное единство эпох. Эго зеркато не копирует формы предметов и лиц, его задача состоит в воспроизведении духа времени путем нагромождения и обострения его характерных черт. Доказано, что предлагаемый дискурс представляет формирование и развитие украинской ментальности в течении веков. Имеем цепь идейно-эстетических направлений, которые схематично выглядят так: готика - ренессанс - барокко - классицизм - романтизм. Художественно-историческую тенденцию представляют повести “Птахи з невидимого острова”, "Мор”, "Сповідь”, "Місячний біль”, роман "Око прірви”. Эти произведешія глубоко символичны, их сюжеты моделируют условные жизненные ситуации, но все же они отвечают главному требованию, предъявляемому к историческим произведениям, - правдиво передавать дух времени. Вал. Шевчук, излагая собственную версию развития давно произошедших событий, приносит в литературу композиционное соединение экзистенциальных мотивов и магического реализма, не вводит в сюжет широко известных исторических персонажей. Писатель акцентирует витание на морально-этических проблемах, избегая их дидактической трактовки. Внимание автора сосредоточено на внутренних переживаниях персонажей, а это вызывает специфическое сюжетно-композиционное построение; основной конфликт сосредоточен в душе героя напряженное противостояние передано при помощи разнообразных контрастов. Вал. Шевчука интересуют моменты саморефлексии и самоанализа Персонажи показаны в моменты, когда отстаивают свое право на суверенитет. Главная авторская мысль состоит в том, что свобода выбора необходима для реализации свободы. В работе рассмотрены особенности индивидуального стиля автора. Показано, что новаторство писателя состоит в соединении традиционных, модернистских и постмодернистских художественных приемов. Ват. Шевчук достигает видимой правдивости благодаря субъективно- повествовательной манере. Повествование как бы соединяет настоящее и прошлое, а синкретизм языческих и христианских верований порождает специфический хронотоп, где цикличность и линейность существуют одновременно. Нарушение хронологии, смещение, переплетение различных временных пластов, ретроспективные отклонения иди забегание вперед, уплотнение времени при помощи техники "остановки кадра” - приемы, при помощи которых автор стремится проникнуть в суть явления, познать сущность мира. Сюрреалистические приемы и использование символов усугубляют ощущение субъективности и дают право говорить о магическом реализме, воплощенном в форме барокко. Мир прозы Вал. Шевчука населен эксцентричными философами и интеллектуалами, он выглядит герметичным и самодостаточным Автор утверждает, что истинным или ошибочным может быть только личный духовный путь, а выбор сто - дело индивидуальное. Ценность исторической прозы Вал. Шевчука состоит в том, что автор синтезирует украинские литературно-исторические традиции с лучшими литературными наработкам! европейского модерна XX столетия.
In this work have been examined the basic making stages of the Ukrainian historical fiction While developing of this genre were marked two tendencies: historico-artistic and art-historical. The modem features of the Ukrainian historical prose are neobaroque, expansion of temporal event-trigger frames and psychologism.
In an analytic part of this study was analyzed the historical prose of Valeny Shevchuck. Was proved, that novels: “On submissive field”, “Abyss’ eye”, the trilogy “ Three leaves beyond the window”, narratives "The birds from an invisible island", “Pestilence”, “Confession”, “Moon pain” represented the author's concept of Ukrainian mentality development. The main author's idea was, that freedom in choosing was necessary for realization of liberty.
In study were considered the features of individual author’s style. Was shown, that the writer’s innovation consisted in connection of traditional, modem and postmodern art modes.