У дисертації проаналізовано концептуальні засади діагностики якості підготовки спеціалістів у вищій педагогічній школі, обгрунтовано необхідність і значення фундаменталізації вищої професійної освіти, її модернізації на основі діяльнісного підходу, розглянуто загальні засади навчання у вищих педагогічних навчальних закладах, предмет і завдання методики викладання загальної фізики; обгрунтовано вибір технологій навчання фізики, зокрема проблемно-модульного підходу до вивчення курсу фізики, застосування акмеологічних технологій професійного навчання, використання дистанційного навчання; проаналізовано самоосвітню діяльність студентів під час вивчення курсу загальної фізики; описано методику організації та проведення педагогічного експерименту, проаналізовано його результати.
Диссертационная работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию методологических и психолого-дидактических принципов преподавания курса общей физики на факультетах нефизических специальностей высших педагогических учебных заведений. В диссертации проанализированы концептуальные принципы диагностики качества подготовки специалистов в высшей педагогической школе, обоснована необходимость дальнейшей её фундаментализации, модернизации на основе применения современных инновационных технологий, а именно: проблемно-модульного подхода к обучению, применения акмеологических технологий обучения, применения дистанционной формы обучения как высокой образовательной технологии, придания нового импульса самообразовательной деятельности студентов и самоконтроля. В работе описана методика и методология проведения развернутого педагогического эксперимента, проанализированы его результаты и сделаны соответствующие выводы и обоснованы соответствующие рекомендации. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования таковы:
1. Актуальность проблемы исследования вытекает из несоответствия существующей организации образования требованиям современного общества.
2. Исходными принципами исследования являются положения о том, что основой развития обучения общей физике и воспитания личности являются учебно-познавательная и исследовательская деятельность; принципы дифференциации, интеграции, индивидуализации, системности обучения; учёт того, что движущей силой процесса познания являются противоречия между увеличивающейся сложностью заданий, более жёсткими предъявляемыми требованиями к будущему специалисту и имеющимися возможностями студента.
3. Системный подход к анализу учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов позволил определить методологические, психолого-дидактические, методические принципы модели обучения и методики обучения курса общей физики на нефизических специальностях.
4. Учебно-воспитательный процесс рассматривается как сложный динамический процесс совместной деятельности преподавателя и студента. Центральное место в процессе обучения отводится развитию познавательной активности и способов деятельности студентов. Эта система должна базироваться на коммуникативной основе, которая характеризуется взаимоотношениями и взаимодействием между преподавателем и студентом, что в свою очередь приводит к их сотрудничеству на партнёрской основе. 5. Целенаправленное развитие познавательной активности и способов деятельности студентов в процессе обучения на основе инновационных технологий (акмеологических, проблемно-модульных, дистанционных) значительно повышает прочность и качество знаний, придаёт результатам обучения практическую направленность, способствует развитию у студентов продуктивного стиля мышления, воспитания у них ответственности, силы воли, инициативности - готовности к реалиям сегодняшней жизни.
6. Разработаны и теоретически обоснованы структурные компоненты профессиональной самообразовательной деятельности (субъект, объект, цель, содержание, средства достижения, результат), выделены методы стимулирования и мотивации самообразования, контроля и самоконтроля самостоятельной работы студентов.
Внедрение проблемно-модульного подхода, акмеологических и дистанционных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс, организация самообразовательной деятельности оказывает влияние на дидактическую систему изучения общей физики на всех её уровнях: а) на уровне целей обучения - появляется цель подготовки студентов в условиях информационного общества; б) на уровне содержания обучения - появляется потребность введения в курс общей физики нового содержания прикладного характера и пересмотр содержания с учётом интеграционных процессов; в) на уровне методов обучения — даёт возможность более широкого применения продуктивных, развивающих методов обучения исследовательского характера; г) на уровне организационных форм - даёт возможность внедрения в учебный процесс новых прогрессивных форм обучения, нестандартных и не традиционных типа бинарных, интегральных и др.
Перспектива развития основных идей исследования заключается: а) в разработке методики диагностики уровней фундаментализации обучения в высшей педагогической школе, б) в управлении познавательной деятельностью студентов различных типологических групп в различных условиях обучения, в) в внедрении гибких технологий обучения, г) в дальнейшей модернизации рейтинговой системы контроля и оценки знаний, д) в разработке и внедрении компьютерного обеспечения разработанной методики обучения общей физики на факультетах нефизических специальностях высших педагогических учебных заведений.
The conceptual bases of the diagnostics of preparing specialists quality in the high school are analyzed in the dissertation. The nessesarity and the meaning of the fimdamen- talyzation of the high professional education, its modernization on the base of the method of activity is proved. The main foundations of teaching in high pedagogical institutions, the subject and tasks of methodics of basic physics teaching are observed. The choice of the technologies of physics teaching is substantiated. In particular, the problem modulus technology, the using of acmeological technologies of professional teaching, the application of distant teaching is examined. The self-educational activity of students under the study of basic physics course is analyzed. The methodics of organization and putting into practice of the pedagogical experiment is described, the results of it are analyzed.