Дисертацію присвячено теоретичним та методичним проблемам, що спрямовані на вивчення і формування стратегії й тактики практичної підготовки вчителів історії та інших суспільно-політичних дисциплін в педагогічних навчальних закладах України на різних етапах розвитку країни.
У роботі розкриваються зміст і мета, завдання, організаційні форми 'практично- методичної підготовки майбутніх учителів суспільних дисциплін в педагогічних навчальних закладах України від періоду УНР до початку 90-х років XX століття.
У дисертації на основі аналізу архівних джерел, психолого-педагогічних та історичних досліджень зроблено науково обгрунтовані висновки, сформульовано перспективні напрямки створення певної моделі оптимальної системи поєднання академічної та практично-методичної підготовки вчителів історії в вищих навчальних закладах України; :
У досліджені вперше в історико-педагогічному плані на основі системного аналізу розкрито головні складові практично-методичної підготовки учителя як важливої частини професійного становлення.
Диссертация посвящена теоретическим и методическим проблемам, направленным на изучение и формирование стратегии и тактики практической подготовки учителей истории и других общественно-политических дисциплин в педагогических учебных заведениях Украины на разных этапах развития страны.
В работе раскрывается содержание, цель, задачи, организационные формы практическо-методической подготовки будущих учителей общественных предметов в педагогических учебных заведениях Украины от периода УНР до начала 90-х годов XX века.
В диссертации на основе анализа архивных материалов, психологопедагогических и исторических исследований сделаны научно обоснованные выводы, сформулированы перспективные направления создания определенной модели оптимальной системы сочетания академической и практическо- методігческой подготовки учителей истории в высших учебных заведениях Украины. В диссертации осуществлен комплексный анализ теоретических и методических основ практической подготовки учителей общественных дисциплин в педагогических высших учебных заведениях Украины. Проанализированы концепции формирования будущих учителей истории обществоведения, права в условиях работы педагогических институтов, университетов их академической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки. Исследованы концепции педагогов-дидактов, психологов, методистов, историков в подходах и основных тенденциях реформации системы практической подготовки будущих учителей.
Генезис образовательных парадигм, трансформация целей, задач и содержания школьного исторического образования внесли определенные изменения в систему методической подготовки и реализации этих тенденций в модели подготовки учителя общественно-политических дисциплин.
Характерной особенностью данного исследования является не экспериментальный, а историко-педагогический аспект базирующийся на анализе архивных документов, которые позволили автору выявить тенденции и особенности развития методической мысли в Украине на определенных исторических этапах. Диссертация содержит исследование основных приоритетов в становлении и развитии системы практической подготовки учителей истории в период национально-освободительной борьбы украинского народа в 1917-1920 годах. Сравнительный анализ методологических и практических основ функционирования национальной и советской модели подготовки педагогов дал возможность автору определить характерные особенности, а также иерархию тенденций в этих моделях.
В диссертации осуществлено исследование практической подготовки учителей обществоведения в педагогических учебных заведениях Украины в 20-30-х годах, проанализирована деятельность органов народного образования в условиях отказа от традиционной философии образования, ликвидации истории как предмета, внедрения комплексной системы обучения и соответственно внедрение новых технологий и методик обучения. На основе всестороннего анализа архивных документов определены основные направления работы исторических отделений ИНО, педагогических институтов в деле практической методической подготовки учителей обществоведения.
Исследуя проблемы единства и противоречий в процессе методической подготовки учителя в 40-50х годах, в диссертации выявлены основные тенденции научно-методического и организационного обеспечения учительскими и педагогическими институтами практической подготовки учителей истории. Проанализированы причины и последствия снижения роли практического компонента в становлении будущих педагогов. В диссертации важное место уделяется организационному становлению в Украине кафедр методики
преподавания истории, как важнейшего условия реализации модели методической подготовки учителя истории. Анализ учебных планов, программ, архивных документов позволили автору выделить основные аспекты опыта практической подготовки учителей истории в этот период.
Характерной особенностью заключительного периода, исследуемого в диссертации (60-90гг.), является определение тенденций формирования готовности будущих учителей истории обществоведения, права в условиях унификации учебных планов и программ, дальнейшей политизации, идеологизации учебного процесса. Архивные материалы послуокшш основой для объективной
характеристики опыта работы педагогических институтов Украины.
Трансформация методологических и теоретических положений, определенных в процессе исследования основных тенденций педагогической, практической и методической, подготовки учителей истории, позволили выявить специфику ее функционирования в условиях реформации образовательных приоритетов.
В исследовании впервые в историко-педагогическом аспекте, на основе системного анализа, раскрыто главные составные практическо-методической подготовки учителя, как важного элемента его профессионального становления.
The thesis is devoted to theoretical and methodical problems directed on study and formation of the strategy and tactics of practical preparation of the teachers of a history' and other political disciplines in pedagogical educational institutions of Ukraine at different stages of development of country.
in the robot the problems, organizational forms of practical-methodical preparation of the future teachers of public subjects in pedagogical educational institutions of Ukraine from period UIR prior to the beginning the 90-th years XX centuries are uncovered the contents, purpose.
In a thesis, because of of analysis of archival materials, pedagogical and historical researches the scientifically reasonable conclusions are made, the perspective directions of creation of certain model of an optimum system of a combination of academic and practical-methodical preparation of the teachers of a history in higher educational establishments of Ukraine are formulated.
In research for the first time in historical-pedagogical aspect, because of of systems analysis, is uncovered of main composite practical-methodical preparation of the teacher, as important element of its professional becoming.