У дисертації теоретично обгрунтовано модель, визначено дидактичні умови індивідуалізації та диференціації навчання креслення учнів загальноосвітніх шкіл та експериментально перевірено їх ефективність. Виявлено та обґрунтовано домінуючі індивідуальні особливості школярів, що проявляються у їх графічній діяльності. Розроблено типологію школярів загальноосвітніх шкіл залежно від рівня засвоєння навчального графічного матеріалу (на основі визначених критеріїв). Запропоновано комплекс допоміжних дидактичних засобів для реалізації індивідуального підходу до кожної типологічної групи у вивченні креслення. Основний зміст дисертації викладено в 12-ти публікаціях.
Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке дидактических условий реализации индивидуального подхода к учащимся на уроках черчения в общеобразовательной школе. Повышение эффективности обучения черчению зависит от степени реализации индивидуального подхода к учащимся, учета индивидуальных особенностей, учебных качеств каждого из них. На основе всестороннего анализа педагогических и психологических источников определено с последующим научным обоснованием доминирующие индивидуальные особенности школьников, которые больше всего проявляются и от которых в наибольшей степени зависит эффективность их графической деятельности: обученность, обучаемость, познавательный интерес и уровень развития пространственного мышления. В диссертации теоретически разработана, обоснована и экспериментально проверена дидактическая модель реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе изучения черчения в общеобразовательной школе. Она предполагает диагностику, учет доминирующих индивидуальных особенностей на каждом этапе урока. Выделено критерии развития особенностей, на основе которых определено четыре уровня усвоения графического материала учащимися общеобразовательных школ: творческий, адаптивный, репродуктивный, распознавательный; а также предложено типологию учащихся соответственно названным уровням. Разработано комплекс вспомогательных дидактических средств осуществления индивидуального подхода к каждой типологической группе школьников в процессе изучения ими черчения в общеобразовательной школе. Методически обоснованным к упрощению реализации индивидуального подхода есть деление учащихся на четыре условных типологических группы соответственно перечисленным выше четырем уровням усвоения учебного графического материала. Такая дифференциация — первый шаг к учету учебных возможностей учащихся, их познавательных интересов, способностей. Он разрешит обеспечить комплекс дидактических условий повышения эффективности обучения черчению за счет углубления индивидуального подхода. Открыто качественно новые возможности индивидуализации и дифференциации обучения черчению благодаря использованию на уроках новейших информационных технологий и персонального компьютера. Апробировано информационную систему “Компас-Школьник”, осуществляемую на базе САПР “Компас”, а также предложено использование персонального компьютера как средства индивидуализации процесса обучения на примере Open Office org. Draw. Проведение серии локальных экспериментов разрешило проверить отдельные методические приемы предлагаемой методики осуществления индивидуального подхода к учащимся при изучении ими Черчения в общеобразовательной школе. Результативность пробных экспериментов определялось за значением среднего арифметического ряда распределения и подтвердило правомерность их использования в основном эксперименте. Основной формирующий эксперимент имел своей целью экспериментально проверить эффективность разработанной методики, которая предполагала выявление, диагностику, учет доминирующих индивидуальных особенностей, а также принципы реализации вспомогательных дидактических средств индивидуального подхода к каждой типологической группе школьников. Анализ данных статистической обработки полученных результатов проведенного экспериментального исследования показал, что значение критерия согласования контрольных и экспериментальных групп учащихся 8х и 9-х классов (критерий Пирсона) удовлетворяет условие достоверности различий. Это, в свою очередь, свидетельствует о подтверждении рабочей гипотезы диссертационного исследования. Обобщение педагогического опыта и практические результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутое предположение о том, что эффективность графической подготовки существенно повысится благодаря применению предложенной методики осуществления индивидуального подхода к учащимся при изучении ими черчения в общеобразовательной школе. За счет включения в учебный процесс новейших информационных технологий у учащихся усиливается эффективность познавательных процессов, формируется интерес к предмету и графической деятельности, возрастает степень развития доминирующих индивидуальных особенностей, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня усвоения графического материала. Благодаря реализации авторской методики, отраженной в основном в учебнометодическом пособии и других методических материалах, в учащихся повышается уровень графических знаний и умений, формируется интерес к предмету черчение и графической деятельности, развивается пространственное мышление и другие индивидуальные особенности. Исследование не исчерпывает всех аспектов реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе изучения черчения в общеобразовательной школе. Дальнейшего научной обработки заслуживают вопросы системного внедрения информационных технологий для индивидуализации обучения черчению, выявления психолого-педагогических механизмов и средств индивидуального подхода в процессе системного использования классных и внеклассных форм работы.
The thesis presents the theoretical grounded model of individual approach’s realization to pupils during studying of technical drawing in the school and it's efficiency has experimentally been tested. Main individual differences and levels of the pupil's mastering of graphic activity are determined. The complex of supplementary study means is elaborated according to determined typological groups of pupils.