Дисертація містить дослідження проблеми гуманізації професійної підготовки майбутніх менеджерів виробничої сфери, складовою якої формування гуманістичної спрямованості. Проаналізовано розвиток тенденції гуманізації теорії і практики менеджменту; реалізацію у систему освіти принципу гуманізму. Ви значено шляхи, умови втілення цього принципу у навчально-виховний процес. Розроблено визначення гуманістичної спрямованості, її структура. Обґрунтовано критерії, показники рівні спрямованості майбутніх менеджерів виробничої сфери. Запропоновано продуктивну методику формування гуманістичної спрямованості у процесі вивчення гуманітарних дисциплін культурологічного спрямування.
В диссертации исследуется проблема гуманизации профессиональной подготовки будущих менеджеров производственной сферы. Осуществлен теоретический анализ литературы по вопросу развития теории и практики менеджмента, проанализированы традиции подготовки специалистов в сфере управления, доказано проникновение в теорию и практику менеджмента идеи гуманизма - тенденция гуманизации менеджмента. С целью поиска наиболее оптимальных путей осуществления гуманизации профессиональной подготовки будущих менеджеров производственной сферы, проанализированы философские и социально-педагогические аспекты проникновения идеи гуманизма в систему образования, способов и путей реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе. Установлено, что целью гуманизации системы образования является формирование гуманистической направленности личности, которое призвано изменить отношение человека к обществу в целом. Исследованы пути реализации задания формирования гуманистической направленности: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей личности с целью ее самоопределения; уважительное отношение; развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения; преобразования студента из объекта в субъекта образования через организацию самостоятельной работы; воспитание нравственно-эмоциональной культуры; формирование ценностного опыта понимания другого человека. Определены условия осуществления гуманизации образования посредством учебно-воспитательного процесса: установление равноправных отношений сотрудничества между педагогом и студентом в учебном процессе; осознание всеми участниками учебно-педагогического процесса необходимости нового педагогического мышления, которое основывается на подходе к педагогам и их воспитанникам как к субъектам развития творческой индивидуальности; индивидуализация учебно-воспитательного процесса; создание культурно-художественной среды в вузе; использование гуманистического потенциала художественной культуры; создание материально-технических условий функционирования педагогического процесса. Установлено, что одним из перспективных путей гуманизации образования является процесс её гуманитаризации, выяснены её цель, задания, условия повышения эффективности гуманизации образования посредством его гуманитаризации. Установлено, что социокультурные процессы современности неоднозначно влияют на процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров, выделены негативные последствия влияния этих процессов, на профессиональную подготовку будущих менеджеров производственной сферы. Определение цели гуманизации образования в формировании гуманистической направленности, соответствие этой цели заданию профессиональной подготовки будущих управленцев в контексте гуманизации теории и практики менеджмента обусловило обоснование и разработку структуры гуманистической направленности. Выявлены ее критерии, показатели, уровни, дана качественная характеристика каждому из них. Результаты исследования направленности будущих менеджеров производственной сферы констатируют, в целом, ее несоответствие заданиям гуманизации профессиональной подготовки специалистов. Необходимость формирования гуманистической направленности обусловила разработку педагогической технологии по ее формированию. Средством ее осуществления были выбраны гуманитарные дисциплины культурологического цикла. Выделены этапы осуществления формирования гуманистической направленности посредством разработанной педагогической технологии. Определен комплекс культурологической работы студентов, который находится в основе реализации педагогической технологии по формированию гуманистической направленности. Обоснованы этапы организации деятельности студентов по ее реализации: организация познавательного интереса в процессе ознакомления с теоретическим материалом по данному курсу; активизация сферы эмоций, благодаря использованию практических форм занятий с использованием формирующих приемов; приобщение студентов к активному использованию приобретенных знаний в процессе проведения практических занятий, а также во время внеаудиторных встреч. Благодаря внедрению в учебный процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров педагогической технологии по формированию гуманистической направленности, удалось достичь повышения уровней направленности личности будущих менеджеров производственной сферы и таким образом способствовали гуманизации их профессиональной подготовки. Основные результаты исследования могут получить применение в практике профессиональной подготовки студентов технических вузов, а также экстраполированы на высшие учебные заведения нетехнического профиля.
This work defines the problems of humanization of professional training of future managers in the production sector, the component of which is the forming of humanity direction. It also covers the analyses of the progressive tendency the humanization of the theory and practice; realization into the system of education the principal of the human. It determines ways, conditions embodiment of this principle into the teaching and educational process. The determination of humanity direction, its structure has been worked out. There were substantiated criterions indeces, standards of future managers in the production sector. There was suggested the productive forming methods in humanity direction in process of the studying the Art in culturological direction.