Роботу присвячено дослідженню проблеми побудови і застосування системи проблемних завдань з фізичної географії у навчанні учнів основної школи.
Здійснено комплексний аналіз психолого-педагогічної та науково- методичної літератури з проблеми дослідження. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми у теорії та шкільній практиці навчання географії, визначено роль і місце проблемних завдань у навчальному процесі.
Обгрунтовано систему проблемних завдань з фізичної географії та методику її використання у навчанні учнів основної школи, доведено результати дослідно-експериментальної роботи. За методичні засади побудови системи завдань взято методи дослідження географічної науки та окремі провідні ідеї фізичної географії, адаптовані до умов загальноосвітньої школи. Розроблена авторська методика застосування системи проблемних завдань. Експериментально доведено більшу ефективність запропонованої методики у навчанні школярів ніж традиційної. Виявлено позитивний вплив системи проблемних завдань на формування пізнавального інтересу учнів до предмета за певних психолого-педагогічних умов.
Диссертация посвящена исследованию проблемы построения и применения системы проблемных заданий по физической географии в обучении учащихся основной школы.
В работе представлен анализ состояния проблемы в философской, психолого-педагогической и методической литературе по географии, диссертационных исследованиях, обоснован понятийно-терминологический аппарат диссертации.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента сделан вывод о широком спектре применения проблемных заданий как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и в то же время существующую безсистемность и эпизодичность использования таких заданий в практике работы учителей географии. Установлены причины, которые объясняют эпизодичность использования проблемных заданий: 1) недостаточная разработанность в учебно-методической литературе системы заданий для разных курсов физической географии; 2) отсутствие в учителей умений и навыков для конструирования и применения системы проблемных заданий. В ходе констатирующего этапа исследования установлено позитивное отношение учеников к проблемным заданиям как средству активизации познавательной деятельности и развитию собственного интереса к получению новых знаний по географии.
В диссертации обоснованы методические принципы построения системы проблемных заданий по физической географии, которые включают доступные школьникам методы исследования географической науки и отдельные ведущие идеи физической географии, адаптированные к условиям общеобразовательной школы. Уточнены критерии проблемности заданий.
Установлены дидактические требования к проблемным заданиям: соответствие заданий содержанию програмного материала и методу (комплексу методов) географических исследований, посшп.ность для учащихся данной возрастной группы, постепенное нарастание сложности проблемных заданий, направленность их на „зону ближайшего развития” ученика.
Представлена авторская методика использования системы проблемных заданий, предусматривающая: а) формирование в учащихся умения решения проблемных заданий; б) организацию проблемно-тематического построения учебного материала; в) подготовку и проведение уроков проблемного характера.
В процессе исследования выявлены и обоснованы условия эффективного внедрения проблемных заданий на любом этапе урока: создание определенных типов проблемных ситуаций и актуализация необходимых для данной ситуации знаний учащихся путем логической постановки информационных (репродуктивных) вопросов и заданий.
Экспериментально установлены оптимальные варианты выбора методов и форм учебной работы с проблемными заданиями. Выбор метода для каждого задания определяется с учетом достигнутого уровня подготовленности школьника и критерия сложности задания. Доминирующими методами выполнения заданий в экспериментальной практике стали проблемное изложение материала и частично-поисковый, эффективным средством реализации заданий определено сочетание фронтальной и групповой формы работы школьников с использованием эвристической беседы, ролевой игры, интерактивных методов обучения.
В ходе формирующего эксперимента установлено позитивное влияние проблемных заданий на формирование познавательного интереса учащихся к географии и выявлены психолого-педагогические условия, которые благоприятствуют этому: - занимательность по содержанию и посильность заданий соответственно индивидуальным и возрастным особенностям школьников;
- последовательность предъявления заданий с постепенным наращиванием степени трудности для конкретных учеников;
- реализация системы заданий через проблемное изложение материала и сочетание групповой формы работы с ролевой игрой в обучении.
Изложена методика проведения констатирующего и формирующего экспериментов, количественно и качественно проанализированы их результаты. Соответствующие методы математической статистики подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы. Результаты эксперимента показали большую эффективность авторской методики в формировании географических знаний учащихся.
В диссертации сделан вывод о необходимости дальнейшей разработки системы проблемных заданий и усовершенствовании методики ее применения в внеурочной и внеклассной работе по географии.
This work is devoted to the investigation of problems of constructing and using of system of problematic tasks from physical geography in teaching pupils of basic school.
Complex analysis of psychologic-pedagogical and scientific - methodic literature from problems of researching was done. Condition of researched problem in theory and school practice of teaching geography is analyzed. The role and place of problematic tasks in educational process was defined.
The system of problematic tasks in physical geography and methods of its using in teaching pupils of basic schools was founded, the results of researching - experimental work were proved.
For methodic principles of constructing the system of tasks the methods of researching of geographic science and separate leading ideas of physical geography, adapted to the conditions of basic school were taken. The author's methods of using the system of problematic tasks.
It is experimentally proved more effectiveness of proposed methods in formation of geographic knowledge, than traditional one. Positive influence of the system of problematic tasks on the developing of cognitive interest of pupils to the subject under definite psychological - pedagogical conditions was discovered.