У результаті дослідження вперше розроблено та науково обгрунтовано систему полікультурної освіти майбутніх соціальних педагогів. З’ясовано концептуальні підходи до полікультурної освіти майбутніх соціальних педагогів та принципи, у площині яких вони реалізуються. Визначено шляхи реалізації полікультурної освіти майбутніх соціальних педагогів у вищому педагогічному навчальному закладі. Теоретично обґрунтовано сутність і результат полікультурної освіти майбутніх соціальних педагогів, структуру полікультурної компетентності майбутніх соціальних педагогів. Розроблено та науково обґрунтовано концепцію полікультурної освіти майбутніх соціальних педагогів. Розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено модель полікультурної освіти майбутніх соціальних педагогів відповідно до визначених компонентів навчально-виховного процесу. Розроблено класифікації методів навчання в контексті полікультурної освіти та професійних полікультурно зорієнтованих ситуацій. Уточнено термінологічний апарат у контексті полікультурної освіти майбутніх соціальних педагогів, критерії, показники та рівні сформованості полікультурної компетентності майбутніх соціальних педагогів. Удосконалено зміст професійної освіти студентів напряму підготовки 6.010.106 Соціальна педагогіка шляхом включення полікультурної компоненти.
В диссертации разработана и научно обоснована система поликультурного образования будущих социальных педагогов. Определены методологические подходы к поликультурному образованию: культурологический, аксиологический (на уровне общефилософской методологии), аккультурационный, диалоговый, социально-психологический, контекстуальный, феноменологический (на общенаучном уровне), образовательно-пространственный, системный, компетентностный, личностно-ориентированный, трансдисциплинарный, ситуативный (на уровне конкретно-научной методологии). Раскрыты принципы, в плоскости которых реализуются подходы к поликультурному образованию будущих социальных педагогов (гуманизма, толерантности, культуроцелесообразности, диалога и взаимодействия культур, доминирования проблемных культуроведческих заданий, этнопсихологизации, этнопедагогизации, полилингвизма, персонификации, системности, конгруэнтности). На основании изучения особенностей поликультурного образования будущих социальных педагогов в мировой и отечественной теории и практике определены предпосылки и пути его реализации в высших педагогических учебных заведениях Украины. Раскрыта сущность поликультурной компетентности будущих социальных педагогов как интегративного качества личности будущего специалиста, формирующегося в процессе поликультурного образования в вузе и включающее систему соответствующих знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, психических свойств, опыт соблюдения социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном поликультурном обществе. Указанная компетентность отображена в комплексе способностей эффективно решать задачи профессиональной социально-педагогической деятельности на основе позитивного взаимодействия с представителями разных культур. В структуре поли культурной компетентности будущего социального педагога определены следующие компоненты: мотивационно-ценностный, личностный, когнитивный, деятельноповеденческий, коммуникативный и рефлексивный. На основании критериев и их показателей определены уровни сформированности поликультурной компетентности будущих социальных педагогов (высокий, оптимальный, стандартный и начальный). Разработано содержание поликультурного образования будущих социальных педагогов в высшей школе как в рамках самостоятельной учебной дисциплины “Социально-педагогическая работа в поликультурном обществе”, так и в виде включений отдельных тем поликультурной направленности в дисциплинах циклов учебного плана подготовки специалистов направления 6.010106 Социальная педагогика, целесообразных для профессиональной подготовки социальных педагогов к работе в условиях многокультурности. Также созданы классификация методов обучения в контексте поликультурного образования: информационноиллюстративные (лекция, иллюстрация, видеометод), продуктивно-практические (упражнение, практическая работа, деловая игра, диспут, дискуссия, метод проектов, кросс-культурное моделирование, межкультурный тренинг, профессиональная поликультурно ориентированная ситуация), научно-поисковые (написание курсовых и дипломных работ, этнографическое исследование), контрольно-рефлексивные (индивидуальный и фронтальный опрос, зачет, экзамен, контроль с помощью компьютера, самоанализ и самооценка); классификация профессиональных поликультурно ориентированных ситуаций (ситуации исследования поликультурных явлений, ситуации проектирования и прогнозирования явлений в поликультурном обществе, организационнотехнологические ситуации поликультурной направленности, ситуации управления и контроля явлений в поликультурном обществе). Разработана и научно обоснована концепция поликультурного образования будущих социальных педагогов. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель поликультурного образования будущих социальных педагогов, в которой четко представлены основные компоненты учебно-воспитательного процесса: целевой, субъект-субъектный, содержательный, организационный, технологический и результативный. Все компоненты взаимосвязаны и образуют определенную педагогическую систему, в которой реализация общей цели (целевой компонент) посредством выполнения субъектами этого процесса (субъект-субъектный компонент) задач, определенных в содержательном компоненте на каждом этапе учебно-воспитательной работы (организационный компонент), при условии соблюдения принципов и применения целесообразных форм, методов и приемов (технологический компонент) позволит получить конечный результат (результативный компонент) - сформированность поликультурной компетентности будущих социальных педагогов. Уточнен терминологический аппарат в контексте поликультурного образования будущих социальных педагогов, критерии, показатели и уровни сформированности поликультурной компетентности будущих социальных педагогов.
As a result of the study the system of polycultural education of future social workers was first developed and scientifically grounded. Conceptual approaches to multicultural education of future social workers and principles in the plane of which they are implemented were found out. The ways of realization of polycultural education of future social teachers in a higher pedagogical educational institution are determined. The essence and the result of polycultural education of future social workers, the structure of polycultural competence of social workers are theoretically grounded. The concept of polycultural education of future social workers is developed and scientifically grounded. The model of polycultural education of future social workers according to the specific components of the educational process is developed, theoretically grounded and experimentally tested. The classification of teaching methods in the context of polycultural education and polycultural-oriented situations is developed. The terminology in the context of polycultural education of future social workers, the criteria, indicators and levels of polycultural competence of social workers are clarified. The content of vocational education of students after training direction 6.010106 Social pedagogy by incorporating of multicultural components is improved.