Наукове дослідження присвячено проблемі підвищення розвитку інтересу учнів основної школи до вивчення фізики шляхом використання інноваційних педагогічних технологій, а саме комплектів інформаційних, дидактичних та методичних матеріалів (поргфоліо навчальних проектів) з інформаційно-комунікаційних засобів навчання у позакласній роботі.
У дисертації обґрунтовано науково-методичні засади використання розроблених матеріалів, визначено їх місце в курсі фізики, представлено науково обгрунтовану методику розвитку інтересу до навчання фізики методами нових технологій з використанням засобів цікавої фізики. Розроблено інноваційні технології використання дидактичних матеріалів у поєднанні з інформаційно-комунікаційними засобами у позакласній роботі з фізики.
Визначено методичні принципи, якими належить керуватися при використанні інноваційних дидактичних засобів у навчальному процесі, методику їх використання в залежності від дидактичної доцільності.
Результати експерименту дозволили стверджувати, то систематичне використання сучасних дидактичних засобів у поєднанні з комп’ютерними технологіями сприяє підвищенню рівня розвитку інтересу учнів до навчання фізики.
Диссертационное исследование посвящено проблеме развития интереса учеников к изучению физике во внеклассной работе. При этом разработаны инновационные технологии использования дидактических средств с элементами заинтересованности в школьном курсе общеобразовательной школы, позволяющие эффективно развивать интерес к науке.
Актуальность проведенного диссертационного исследования заключается в том, что оно рассчитано не только на учащихся, которые интересуются физикой, а и на весь контингент школьников общеобразовательной школы.
В диссертации обоснованы научно-методические принципы использования инновационных дидактических средств по физике, определено их место во внеклассной работе, представлено научно обоснованную методику развития интереса учеников к изучению физики методами новых педагогических и информационных технологий.
Результативными инновационными дидактичными средствами развития познавательного интереса учеников к изучению физики во внеурочное время является портфолио учебных тематических проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, структурными составляющими которого являются: план проекта, примеры ученических работ, мультимедийная презентация, публикация и веб-сайт, формы и критерии оценивания деятельности учеников, дидактичные материалы для учеников, методические материалы для учителя, план реализации проекта, список информационных источников.
Разработанные на внеклассных занятиях инновационные учебные проекты с использованием элементов интересной физики (занимательных опытов и задач, легенд, художественной литературы и истории, игровых форм и веселой физики в рисунках) содействуют повышению интереса учеников к знаниям, стимулируют и мотивируют применение проблемной, исследовательской деятельности школьников.
Определенны методические принципы, которыми надлежит руководствоваться при использовании инновационных дидактичных средств в учебном процессе и методика их использования в зависимости от дидактичной целесообразности.
Внедрение экспериментальной методики подтвердило ее эффективность в развитии интереса к изучению физики нс только у тех учеников, которые интересуются предметом, но и у тех, которые были вовлечены во внеклассную работу по физики. Достоверность результатов проведенного эксперимента проверялась и была доказана разными методами математической статистики, разработанными для педагогических исследований. Был применен метод однофакторного дисперсионного анализа, использован критерий Пирсона (метод х2), критерий Фишера (Б - метод) и критерий Тьюки (Т-метод) множественных сравнений. Итоги педагогического эксперимента подтвердили, что систематическое использование современных дидактических средств во внеклассной работе формирует стойкий интерес к знаниям, развивает навыки и умения, активизирует мышление, повышает качество усвоения учебного материала.
Scientific research is devoted to problem of development increase in pupil’s interest from basic school to physical studying by way of using the innovative pedagogical technologies, namely complexes of information, didactic and methodical materials (portfolio of educational projects) with the informational-communicational methods of studying.
The scientific-methodical bases of using the developed materials are based in this dissertation, their place in physical course is definite, the scientifically based methodology of interest development to the physical studying by methods of new technology with using facilities of interest physics is represented.
The innovative technologies with using didactical materials are developed in combination with informative-communicative facilities in of- hour work of physics.
It is determinates the methodical principles, by with we must be followed when we use innovative didactic facilities in studying process the methodology of using of with is depend on didactic expediency.
Results of research confirmed that using modern didactic facilities in of- hour work in connect with computer technologies increases the developed of pupil’s interest to studying.