Дисертаційне дослідження присвячено вивченню проблеми формування психологічної готовності майбутніх юристів до професійної діяльності. Уточнено поняття “психологічна готовність”, “психологічна готовність до професійної діяльності”. Здійснено інтегроване вивчення психологічної готовності майбутніх юристів до професійної діяльності, розкрито її зміст та структуру, визначено критерії та рівні сформованості, психологічні чинники її формування. Виділено профілі та простежено динаміку розвитку компонентів психологічної готовності до професійної діяльності студентів-юристів впродовж навчання у ВНЗ.
Обгрунтовано, розроблено та апробовано комплексну програму формування психологічної готовності майбутніх юристів до професійної діяльності, яка включає професійно-психологічний тренінг і організацію аудиторних занять з використанням сазе-методу (практикуму з розв’язання юридичних задач) та імітаційних рольових ігор. Встановлено, що ефективність формування психологічної готовності майбутніх юристів до професійної діяльності забезпечується шляхом комплексного формування операційного, мотиваційного, емоційно-вольового та особистісного компонентів.
Диссертационное исследование посвящено теоретико-экспериментальному изучению проблемы формирования психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности.
Представлен теоретический анализ исследований проблемы психологической готовности в работах зарубежных и отечественных авторов, в котором обобщены и систематизированы накопленные в психологической науке теоретические положения, эмпирические факты, конструктивные идеи, направления и аспекты ее изучения.
Выделено два основных подхода к изучению психологической готовности к профессиональной деятельности: функциональный и личностный. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности выступает целью и результатом длительного процесса подготовки специалиста в высшем учебном заведении. Основными детерминантами формирования психологической готовности к профессиональной деятельности выступают “внутренние” (индивидуальноличностные) и “внешние” (психолого-педагогические).
Психологическая готовность будущих юристов к профессиональной деятельности рассматривается нами как интегральное личностное структурное образование, которое предусматривает осуществление целенаправленной деятельности, обеспечивает эффективное включение и успешное ее выполнение в юридической сфере. Определены структурные компоненты психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности: мотивационный (система отношений личности к профессиональной деятельности), операциональный (система регуляции профессиональной деятельности), эмоционально-волевой (система регуляции активности личности как субъекта профессиональной деятельности), личностный (система отношений личности к себе и принятие себя как субъекта профессиональной деятельности).
Структурирован и адаптирован комплекс методик для диагностики уровня сформированости психологической готовности будущих юристов к
профессиональной деятельности.
Критериями сформированости психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности выступили качественные особенности
содержательных структурных составляющих, определяемые следующими параметрами: профессиональные наклонности, профессиональная направленность, удовлетворенность профессией, мотивы обучения в высшем учебном заведении (мотивационный компонент); коммуникативные умения, интеллектуальная лабильность, креативность (операциональный компонент); саморегуляция, психические состояния, локус контроля (эмоционально-волевой компонент); самоотношение (самоуверенность, самопринятие), профессиональная самооценка (личностный компонент).
Результаты исследования показывают, что уровень развития, как в целом, так и отдельных компонентов психологической готовности будущих юристов недостаточный. Наиболее низкий уровень сформированости имеют мотивационый и операциональный компоненты, уровень развития эмоционально-волевого и личностного компонентов немного выше, но не достаточный для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.
Выделены два профиля психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности: гармоничный и негармоничный. Каждый профиль соотносится с определенным уровнем сформированости психологической готовности и каждого ее компонента. Гармоничный профиль психологической готовности делится на: гармоничный профиль высокого, среднего и низкого уровней сформированости психологической готовности; негармоничный профиль - на согласованный и несогласованный. Выявлены положительные корреляционные связи между компонентами психологической готовности, их содержательные системообразующие центры (мотивационный компонент - профессиональные склонности; операциональный компонент - креативность; эмоционально-волевой компонент — саморегуляция; личностный компонент - самоуверенность), предложена корелограмма психологической готовности.
Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность развития психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности путем реализации комплексной программы формирования с помощью активных социально-психологических методов (профессионально-психологический тренинг, case-метод, имитационные ролевые игры).
На основе теоретико-экспериментального исследования разработаны методические рекомендации психологам и педагогам высших учебных заведений.
The problem of the psychological readiness of future lawyers for professional activity was widely covered in the dissertation. The concepts “psychological readiness” and “psychological readiness for professional activity” were specified. The integrated study of psychological readiness of future lawyers for professional activity was conducted, its content and structure were revealed, criteria and level of moulding were determined. Profiles were singled out and the development of the dynamic of psychological readiness components for professional activity of students - lawyers during study in the University was traced.
The comprehensive program of psychological readiness for professional activity moulding for the future lawyers was developed and approved. This program includes professional psychological training, case-method (practical work with juridical tests) and imitating role plays. It was determined that effectiveness of psychological readiness for professional activity of future lawyers is ensured in a way of comprehensive moulding of motivational, operational, emotional - volitional and personal components.