У дисертації проведено аналіз кризового стану європейської свідомості в епоху постмодерну, виявлено смисл та специфіку поняття «кризи», здійснено історично-філософський аналіз виникнення та розгортання кризових тенденцій у свідомості сучасного європейця, аналізується постмодерна парадигма свідомості як така, що засвідчує докорінні зміни у світовідчутті та основних сферах життєдіяльності індивіда. Увагу сконцентровано на антропологічному змісті постмодерної думки як такого способу мислення, що дозволяє з достатньою мірою очевидності й достовірності експлікувати зміст феноменів свідомості, які характеризуються нігілістичним спрямуванням та деструктивними процесами, що руйнують критично-аналітичну функцію мислення. Обгрунтовано, що негативістське спрямування постмодерністського мислення постає не лише дестабілізаційним та деструктивним процесом, що проявляється в апокаліптичній спрямованості думки, а є пошуком нової конструктивності та цілісності, які постають зверненими на культуру та соціальність.
В диссертации анализируется кризисное состояние европейского сознания в эпоху постмодерна, установлены смысл и специфика понятия «кризис», осуществлен историко-философский анализ возникновения и развития кризисных тенденций в сознании современного европейца, проанализирована постмодерная парадигма сознания как такая, что свидетельствует об основательных изменениях миропонимания и главных сфер жизнедеятельности индивида. Это обусловило постановку проблемы, которая акцентирует внимание на разрушении жизненно-поведенческих принципов и ориентиров, характерных для традиционной классической эпохи, представленной просветительскими типами мысли, и шире - характерными для секулярной новоевропейской автономной рациональности, что достаточно часто вызывает растерянность широких слоев населения и способствует возникновению кризиса сознания, его установок, переоценку идей и поведенческих моделей.
Аспектом новизны диссертационной работы является культурологический та антропологический анализ постмодернистской философии, определена содержательная специфика современного мировосприятия и выявлены механизмы его трансформации. Проанализировано антропологическое содержание постмодерной мысли как такого способа мышления, которое позволяет со всей очевидностью и достоверностью эксплицировать содержание феноменов сознания, которые характеризируются нигилистической установкой и деструктивными процессами, разрушающими критично-аналитичную функцию мышления и ведущими к потере идентичности современным индивидом своего Я. Осуществлен анализ концептов «смерти Бога», «смерти субъекта», «смерти автора» в рамках постмодернистской философии, которые выступают своеобразной парадигмальной установкой такого типа мышления, которое фиксирует не абсолютные, а историко-конкретные, историкодетерминированные и исторически-переходные состояния самосознания европейской культуры. Показано изменение установок сознания в искусстве, типичном для постмодернистской чувствительности, ориентированной на тематику хаотичной энтропии: это обусловливает разрушение целостного художественного образа и блокирует установку на катарсис, акцентируя искусственную иллюзорность - это свидетельствует о кризисе символических форм и невозможности отличить настоящее от подделки; почвой искусства становится не выработки человеческого в человеке, а потребление в форме безответственных развлечений. Установлено, что постмодернистская модель мышления находится в тесной связи с софистикой, а это свидетельствует о некоторой инварианте познавательного процесса. Обосновано, что негативистская установка постмодернистского мышления выступает не только дестабилизационным и деструктивным фактором, который обнаруживается в апокалиптическом направлении мысли, а, в первую очередь, является поиском новой конструктивности и целостности, которые обращены на культуру и социальность.
The dissertation represents the analysis of the crisis state of European consciousness in an epoch postmodem, sense and specific of «crises» concept are educed, the historically-philosophical analysis of origin and development of crisis tendencies is carried out in consciousness of contemporary European, the postmodern paradigm of consciousness is analyzed as such that certifies drastic alternations in attitude and basic spheres of vital functions of individual. The culturological and anthropological analysis of post-modernism philosophy comes forward as an aspect of novelty of this dissertation work, the rich in content specific of modem perception of the world is certain and the mechanisms of its transformation arc exposed. The analysis of concepts of «death of God», «death of subject», «death of author» is carried out within the limits of post-modernism philosophy that appears to be such type thinking, that fixes not absolute, but historically-concrete, historically-determined and historically-transitional state consciousness European culture.
Reasonably, that negative aspiration of the post-modernism thinking appears not only a destructive process that shows up in the apocalyptic orientation of idea, and, first of all, is the search of new structurality and integrity, that appear convolute on a culture and sociality.