Дисертаційну роботу присвячено філософсько-світоглядному аналізу особливостей розвитку культури жнттстворчості особистості.
У роботі проаналізовано теоретико-методологічні засади проблеми жнттстворчості особистості і визначено, що життстворчість особистості - це процес утвердження (реалізації, самореалізації) особистістю власного життя у відповідності з індивідуально випестуваним ідеалом. Досліджено структуру жнттстворчості особистості та проаналізовано основні чинники формування культури жнттстворчості особистості.
Особлива увага приділяється дослідженню провідних технологій формування та реалізації культури жнттстворчості особистості і зазначається, що ідеальної моделі жнттстворчості не існує, як не існує всезагальної істини. Будь-яке суспільство стикається з проблемами реалізації творчого потенціалу особистості. Успішною життстворчість людини визнається лише тоді, коли вона реалізується. Головними умовами цього процесу є креативність і творчість, а потужним чинником їх формування визнається освіта.
Работа посвящена философско-мировоззренческому анализу особенностей развития культуры жизнетворчества личности. В диссертации рассмотрены теоретико-методологические принципы проблемы культуры жизнетворчества личности, определены направления ее изучения, а также исследованы понятия: жизнетворчества, культуры, личности в философии, психологии, педагогике, социологии и дискуссии, которые продолжаются вокруг их содержания, сущности и структуры в отечественной и зарубежной литературе; проанализированы груды античных философов, мыслителей-гуманистов, классиков немецкой философии, экзистенциалистов, представителей психоанализа и философской антропологии, интеракционистов и современных ученых.
Обосновано, что общество четко обозначило идеалы жизнетворчества, оценивания и разделения на плохое и хорошее, желанное и невозможное. Выявлено, что тоталитарное общество, опираясь на идеологическую систему жизнетворчества, требует подчинения всей жизнедеятельности одной, определенной идее и тем самым ограничивает развитие человека конкретно и общества в целом. При демократии в обществе атрибутом является общественная практика, и основной акцент делается на самоопределение и самореализацию человека в процессе его жизнедеятельности в единстве с Миром.
Исследуя структуру жизнетворчества личности, определено, что жизнетворчество личности представлено сложным объединением, которое составляет совокупность индивидуально-личностных и социокультурных элементов.
Проанализированы основные факторы формирования культуры жизнетворчества личности, такие, как социокультурная среда, семья, образование, средства массовой информации, воспитание и самовоспитание. Установлено, что все эти явления способны воздействовать на формирование личности именно в той мере, в какой она сама прикладывает творческие, морально-волевые усилия к активному восприятию и превращению их влияния.
Определено, что образование, благодаря новейшим инновационно-гуманистическим и личностно-ориентированным педагогическим методикам, технологиям и мировоззренческим принципам на пространство жизнетворчества личности, превращается в обыденно-необходимый элемент человеческой жизни. Готовность к творчеству - наивысший показатель образования и культуры. Акцентируется внимание, что одним из основных факторов, который определяет потенциал человека к самоосуществлению на основе культуры жизнетворчества, является умение сознательно планировать, стратегически определять цели и средства личностной самореализации. Более того, такое системно-целевое планирование необходимо для того, чтобы человек наиболее полно мог утвердить свои личностные стремления и приоритеты. Оно должно учитывать также социокультурные реалии и то влияние, которое оказывает на внешний мир сам человек в течение своей жизнедеятельности.
На основе исследования передовых технологий формирования и реализации культуры жизнетворчества личности отмечено, что идеальной модели жизнетворчества не существует, как не существует всеобщей истины. Любое общество сталкивается с проблемами реализации творческого потенциала личности. Молодежь имеет меньше возможностей планировать собственную жизнь на годы вперед, потому что вынуждена ориентироваться на сегодняшние результаты и быстрые выгоды. Вот почему важнейшим заданием является внедрение технологий жизнетворчества не только в образование, а и в общественную жизнь.
Успешным жизнетворчество человека признается только тогда, когда оно самореализуется. Главными показателями этого процесса является креативность и творчество, а мощным фактором их формирования признается образование.
Особое внимание уделено раскрытию проблемы измерения качества, успешности и эффективности культуры жизнетворчества личности. Обобщение полученных результатов дает возможность констатировать, что в постсоветском пространстве (как украинском, так и русском) сложилась ситуация, при которой часть «людей - XXI» является очень ограниченной. Причинами этого стали: достаточно низкий уровень адаптационных
возможностей, наличие высокой степени социальной необустроенности жизни рядового гражданина, достаточно низкий общий уровень социального благосостояния и зарплат, возрастной портрет населения Украины и России — высокий процент людей старшего и пенсионного возраста. Эти проблемы привели к тому, что возможность формирования успешного или неуспешного человека во многом заложена в предыдущей истории страны.
The dissertation is devoted to the implementation of the philosophical- ideological analysis of the features of the development of culture vital creativity of personality.
This paper analyzes the problems of psychological situation vital creativity of personality, determined that the vital creativity of personality - is the approval process (implementation, self-actualization) personality of his own life in accordance with individually reared ideal.
By an author the structure of vital creativity of personality was investigational and the basic factors of forming of culture of vital creativity of personality are analyzed.
Special attention was paid to the research of advanced technology and implementation of culture vital creativity of personality and noted that the ideal model vital creativity not exist, as there is no universal truth. Every society faces the problems of realization of creative potential of personality. The vital creativity of man is recognized successful only then, when she will be realized. The main conditions of this process are creativity and work, and a powerful factor in their formation is recognized education.