У дисертації здійснюно соціально-філософський аналіз віртуалізації свідомості. Визначаються смислові навантаження, якими наділяється поняття «віртуальна реальність» та «віртуалізація свідомості» в філософії з урахуванням зміни їх сутностей під впливом новітніх технологій. Обгрунтовується поділ предмета дослідження на віртуалізацію суб’єктивованої та об’єктивованої форм свідомості. Здійснюється аналіз і схематичне зображення процесу якісного перетворення відображення дійсності, що супроводжується поетапним зануренням у віртуальну реальність. Визначені критерії та показники як для оцінки двох форм віртуалізації та віртуальної свідомості. Запропонований перелік перспектив використання потенціалу віртуальних реальностей, дотримання яких дозволить використовувати їх можливості на користь вдосконалення процесів виховання, навчання та самоорганізації громадян будь-яких країн.
В диссертации осуществляется социально-философский анализ виртуализации сознания, основных характеристик и особенностей виртуальной реальности. Определяются смысловые нагрузки, которыми наделяется понятие «сознание», «виртуальный», «виртуальная реальность» и «виртуализация сознания» в философии, с учетом их исторической трансформации и изменения сущностей под влиянием современных технологий. Показано, что сознание как способность человека рефлексировать и изменять реальность, постепенно адаптируясь к ней под влиянием процесса глобализации коммуникационных связей, дигитализации и виртуализации как процесса погружения в виртуальную реальность и одновременно ее конструирования, приводят к возникновению виртуализации сознашш человека, то есть к процессу качественного преобразования действительности под влиянием пребывания в виртуальной реальности. Аргументируется разделение предмета исследования на виртуализацию субъективированной и объективированной форм сознания, учитывая индивидуальный и общественный уровень функционирования современного человека. Осуществляется анализ и схематическое изображение процесса качественного преобразования отражения действительности, который сопровождается поэтапным погружением в виртуальную реальность. Определены критерии оценки виртуализации субъективированной формы сознания (специфика выполняемых действий и степень погружения) и соответствующие показатели к ним (тактический, стратегический, оперативный; сильный, слабый), для оценки виртуализации объективированной формы сознания обоснованы следующие критерии: пользователи сети Интернет и мотивация, соответственно показатели: количество и профиль; доминирующие мотивы.Определены критерии и показатели сформированности субъективированной формы виртуального сознания: виртуальное время и пространство (показатели: относительность, сменяемость, виртуальный дискурс), игра (игра-соревнование, шра-азарт, игра-имитация) конфитуративная виртуальная идентичность (аватар, никнейм, профиль). Неопределенность временного масштаба — это особенность создания виртуальной реальности и погружения в виртуальное пространство, парадокс бытия современного человека; элементы игры можно найти почти во всех видах активности Интернет-пользователей, что способствует выработке игровых привычек с элементами риска, азарта, развлекательности и несерьезности. Игра начинает входить в процессы рефлексии как модель будущей ситуации, то есть происходит процесс преобразования реальной жизни в игру, что позволяет индивидам адаптироваться к виртуальной среде. Возможность создавать неограниченное количество виртуальных идентичностей позволяет человеку выдавать желаемое за действительное. Для анализа сформированное™ объективированной формы виртуального сознания предложены два критерия и соответствующее им показатели: карнавализация ( показатели: социальные сета, коммуникативные вебсообщества) и играизация (показатели: религиозная, нравственная, правовая, политическая, экономическая формы сознания). Критерий карнавализации связан с тем, что вымышленный мир и неограниченность виртуального пространства предают виртуальному общению определенное стилевое своеобразие. Критерий играизация как высшая форма игры, которая представляет собой переживание реальности, демонстрирует проникновение игровой деятельности в общество. Показано, что разработанный инструментарий пригоден для анализа процессов, происходящих в современном обществе. Предложен перечень перспектив использования потенциала виртуальных реальностей, учитывая которые можно использовать их в интересах совершенствования процессов воспитания, обучения и самоорганизации граждан любых стран.
he thesis is socio-philosophical analysis of virtualization of consciousness, basic characteristics and features of virtual reality. Determine semantic load, which is endowed with the concept of «virtual reality» and «virtualization of consciousness» in philosophy with regard to their change entities under the influence of new technologies. Substantiated division research subject for virtualization subjectivized and object-forms of consciousness. The analysis and schematic representation of the process of qualitative transformation reflection of reality, which is accompanied by gradual immersion in virtual reality. Defined criteria and indicators for evaluation of two forms of virtualization and virtual consciousness. The proposed list of recommendations, compliance with which will be use its ability to benefit the education, training and self-organization of citizens of any country.