Дисертаційне дослідження присвячене вивченню та аналізу динаміки змін світоглядних орієнтацій студентів у трансформаційному суспільстві України на основі філософського аналізу цілісної природи світогляду. Уточнено поняття «світоглядні орієнтації студентів». Розкрито основні чинніші змін світоглядних орієнтацій сучасних студентів України. Визначено основні концептуально- дискурсивні напрями щодо поняття світоглядних орієнтацій сучасного студентства. Проаналізовано основні чинники змін світоглядних орієнтацій сучасних студентів, зокрема зовнішні чинники зміни світоглядних орієнтацій (глобалізація, інформаційна революція, міграційні процеси, зіткнення християнських і мусульманських цінностей та ін.) та внутрішні чинники. Досліджено новітні тенденції світоглядних орієнтацій. Визначено проблеми управління процесом формування світоглядних орієнтацій сучасних студентів та обгрунтовано макро-, мікро- та мезорівень умов формування світогляду студентської молоді на макро-, мікро- та мезорівнях. Практичне значення отриманих результатів визначається ефективністю запропонованого підходу в осмисленні світоглядних орієнтацій студентів, їх головних закономірностей та пріоритетних напрямів, а також тенденції змін у трансформаційному суспільстві. Завдяки своїй спрямованості на вирішення практичних проблем, робота може стати в нагоді для розробників конкретних освітніх проектів та їх виконавців.
Диссертационное исследование посвящено изучению и анализу динамики мировоззренческих ориентаций студентов в трансформационном обществе Украины на основе философского анализа целостной природы мировоззрения в структуре социальных, экономических, политических, образовательно-культурных и личностно-творческих, моральных взаимодействий, к которым привлекается молодой человек, одной из социализационных характеристик которой является учеба в высшей школе. Уточнено понятие «мировоззренческие ориентации студентов».
Раскрыты основные факторы изменений мировоззренческих ориентаций современных студентов Украины, а именно: демократизация как главная тенденция мировоззрения современного студенчества, ориентации на успех, карьерный рост и благосостояние современных студентов, приоритет здоровья в структуре изменений мировоззренческих ориентаций студентов, актуальность создания студенческой семьи и воспитания ребенка.
Определены основные концептуально-дискурсивные направления (принципы), относительно понятия мировоззренческих ориентаций современного студенчества.
Проанализированы основные факторы изменений мировоззренческих ориентаций современных студентов, в частности, внешние факторы изменения мировоззренческих ориентаций (глобализация, информационная революция, миграционные процессы, столкновения христианских и мусульманских ценностей и тому подобное); внутренние факторы: а) утверждение рыночного и демократически ориентированного образа жизни; б) изменение системы культурных ценностей; в) либерализация мирового сообщества; г) утверждение толерантности др. Исследованы новейшие тенденции мировоззренческих ориентаций, такие, как демократизация мировоззрения современного студента (особенности развертывание демократических процессов в студенческой среде; основные направления демократизации жизнедеятельности студентов; противоречия демократизации и средства их упреждения; роль студенческого самоуправления в развертывании процессов демократизации (в студенческой среде); ориентации на успех, карьерный рост и благосостояние (экономическая обусловленность становления ориентаций студенческой молодежи на карьерный рост; основные средства карьерного роста студенческой молодежи; карьера и карьеризм; средства предубеждения молодежи относительно карьеристского извращения; карьера как успех); приоритет здоровья в структуре изменений мировоззренческих ориентаций студентов и др.
Определенны проблемы управления процессом формирования
мировоззренческих ориентаций современных студентов и доказано, что ключом к управленческому влиянию на ценностное поле личности является ее мировоззренческая культура, выступающая постоянным духовным
образованием, выполняющим несколько важных функций в селекции ценностей; мировоззренческая культура и ценностное поле личности имеют генетические и управленческие связи между собой, охватывающие три уровня бытия сознания человека: макро-, мезо- и макроуровни и соответствующие этим горизонтам продукты; проанализировано взаимовлияние внешних и внутренних факторов, их взаимодействие в системе воспитания и образования. Обоснованно макро-, микро- и мезоуровень условий формирования мировоззрения студенческой молодежи.
Практическое значение полученных результатов определяется эффективностью предложенного подхода в осмыслении мировоззренческих ориентаций студентов, их главных закономерностей и приоритетных направлений, а также тенденций изменений в трансформационном обществе. Благодаря своей направленности на решение практических проблем, работа, может стать теоретическим подспорьем для разработчиков конкретных образовательных проектов и юс исполнителей.
Dissertation is devoted to the study and analysis of the students outlook orientations’ changes in the transformational society of Ukraine on the basis of philosophical analysis of integral outlook nature. The concept of «outlook orientations of students» is refmed. The basic factors of Ukrainian students outlook orientations’ changes are analyzed. The basic conceptual and discursive directions concerning the notion «outlook orientations of students» are determined. The main factors of modem students outlook orientations, including external factors (globalization, information revolution, migration, collision among Christian and Muslim values, etc.) and internal factors are shown.
The latest trends in outlook orientations are ivestigated. The management of modern students outlook orientations are analyzed and macro-, micro- and meso-level conditions of students outlook at the macro, micro and meso levels are proved. The practical significance of the results is determined by the efficiency of the proposed approach in understanding of students outlook orientations, their main principles and priorities, and trends of changes in the transformational society. With its focus on solving of practical problems, the work can be useful for development of specific educational projects and their performers.