Дисертаційна робота присвячена дослідженню психологічних чинників розвитку почуття власної гідності у молодшому шкільному віці.
Здійснено теоретичний аналіз наукових джерел в галузі філософії, педагогіки та психології з проблеми розвитку почуття власної гідності зростаючої особистості; теоретично обґрунтовано конструкти (моральна саморефлексія, моральна
самооцінка, самоцінність, самоповага, моральний самоконтроль) й психологічні чинники розвитку зазначеного морального почуття у молодшому шкільному віці (розуміння власної індивідуальності, позитивний образ «Я», безумовне
самоприйняття, адекватна самооцінка, морам,на саморегуляція). Експериментально досліджено особливості розвитку почуття власної гідності у молодших школярів. Обґрунтовано критерії (визнання власних чеснот, позитивне самостановлення та гідна поведінка), показники та рівні (високий, середній та низький) розвитку почуття власної гідності особистості у молодого шкільного віку. Презентовано модель психологічних чинників розвитку почуття власної гідності у молодших школярів.
Обґрунтовано, розроблено та апробовано розвивальну програму підвищення потенціалу психологічних чинників з розвитку почуття власної гідності у молодших школярів, доведено її ефективність та можливість застосування практичними психологами. Розроблено методичні рекомендації практичним психологам з оптимізації розвитку почуття власної гідності у молодшому шкільному віці.
Диссертация посвящена исследованию психологических факторов, которые обусловливают и способствуют развитою чувства собственного достоинства у детей младшего школьного возраста.
Результаты теоретических и эмпирических исследований по указанной проблеме позволили сформулировать понятие чувства собственного достоинства младших школьников как моральное чувство, которое переживается детьми в виде эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. В ходе теоретического анализа литературы установлено, что чувство собственного достоинства младших школьников включает в себя следующие конструкты: моральную саморефлексию, моральную самооценку, самоценность, самоуважение и моральный самоконтроль. Психологическими факторами развития обозначенного морального чувства в младшем школьном возрасте выступают: понимание собственной индивидуальности, позитивный образ «Я», безусловное самопринятие, адекватная самооценка и моральная саморегуляция. В результате экспериментального исследования особенностей развития конструктов чувства собственного достоинства определены критерии (признание собственных добродетелей, позитивное самоотношение и достойное поведение), показатели и уровни (высокий, средний и низкий) его развития у младших школьников. Особенностью этого развития в указанном возрасте является недостаточно развитая моральная саморефлексия, неадекватно завышенная моральная самооценка; младшие школьники не всегда принимают себя такими, какими они есть, чаще всего у них присутствует ценностное отношение к себе, самоуважение за личностные качества, поступки, достижения; они могут контролировать свои эмоциональные реакции, но в сложных ситуациях демонстрируют несдержанность, упрямство, агрессивность, неуважительное отношение к окружающим, страх высказать свою позицию, могут выступить в защиту своего «Я» чаще при взаимодействии с ровесниками, чем с родителями и учителями. Представлена модель психологических факторов развития чувства собственного у детей данного возраста, на основе которой был разработан формирующий эксперимент.
Обосновано, разработано и апробировано развивающую программу повышения потенциала психологических факторов развития чувства собственного достоинства у младших школьников. Основной акцент при создании коррекционно-развивающих занятий было поставлено на углублении понимания младшими школьниками своей индивидуальности и обучении навыкам моральной саморегуляции, а также на развитии позитивного образа «Я», безусловного самопринятия и адекватной самооценки.
Доказана эффективность применения развивающей программы, в результате чего произошли позитивные изменения в развитии таких конструктов чувства собственного достоинства как моральной саморефлексии, моральной самооценки, морального самоконтроля. Разработаны методические рекомендации практическим психологам по оптимизации развитая чувства собственного достоинства в младшем школьном возрасте.
The thesis deals with the study on psychological factors in the development of selfesteem in primary school-aged children. The theoretical analysis of scientific sources in philosophy, pedagogy and psychology concerning problems of self-esteem of growing personality has been done, there has been provided a theoretical basis for constructs (moral self-reflection, moral self-esteem, inherent worth, self-regard, moral self-control) and psychological factors of development of this moral sense at the primary school age (understanding of their own identity, a positive self-image, absolute self-acceptance, insight, moral self-regulation). There has been made a research on the characteristics of self-esteem development in primary schoolchildren. Criteria (recognition of their own virtues, positive self-perception and decent behavior), and developmental quotients and levels (high, medium and low) of dignity in elementary school have been provided basis for. There has been presented a model of psychological factors in the development of selfesteem v/ith primaiy school-aged children.
There has been provided evidence, developed and tested a developmental program to crease the capacity of psychological factors in the development of self-esteem with primary school-aged children, the effectiveness of established developmental programs and the possibility of its application by practicing psychologists. Methodic recommendations to practical psychologists to optimize the development of seif-esteem with primary school- aged children have been made.