У дисертації аналізується екологізація освіти як суспільна проблема, пов’язана з виживанням людства, як відповідь на цю потребу через модернізацію змісту' та технологій освітніх систем та процесів, виховання у особистості здатності до ліквідації наслідків руйнаційного ставлення до Природи.
Інституалізація екоосвіти, тобто включення екологічної компоненти освіти до базової частини освіти, виразно окреслює спроби обтрушувати необхідність створення самостійної галузі освіти - екоосвіти - на базі спеціально розробленої методологічної платформи, яка дозволила б чітко сформулювати її цілі й завдання, методичний і дидактичний інструментарій тощо. У найзагальнішому вигляді ця платформа означається як екологізація освітньої сфери, а також передбачає експансію принципів екоосвіти в інші складові освіти. Освіта в цій галузі здійснюється протягом всього життя людини і є невід’ємною частиною процесу загальної та професійної освіти; вона має зосереджуватися на практичних проблемах і носити міждисциплінарний характер, інтегруючи знання різних наук, що допоможе зрозуміти екологічні цінності, сприяючи колективній стабільності і приділяти основну увагу проблемі екологічного виживання людини.
Проаналізовано основні напрями менеджменту екологічної освіти, обґрунтована його оптимальна модель для сучасного стану і потреб її модернізації, що розгортається в освітніх системах України та провідних країн європейського простору.
В диссертации анализируется экологизация образования как общественная проблема, связанная с выживанием человечества, как ответ на эту потребность через модернизацию содержания и технологий образовательных систем и процессов, воспитания в личности способности, к ликвидации последствий разрушительного отношения к Природе.
Доказано, что осознание угрозы, которая охватывает человечество в связи с заострением экологической ситуации в эпоху глобализации, нуждается в переходе к новым целям и заданиям жизни и деятельности человека, формирован™ новой философии жизнедеятельности, которая бы отвернула разрушение мира, обеспечила экобезопасное существование человечества.
Экологическое образование - это следующий шаг в формировании экологической культуры, один из важнейших элементов природоохранной политики и важный фактор ее самореализации, поскольку экологическое образование являегся действенным инструментом влияния на общественное сознание и на формирование внутренней и международной политики в области природопользования.
Экологическое образование должно быть непрерывным в течение всего периода активной деятельности человека, включая дошкольную подготовку и общее образование, а также обеспечивать профессиональную подготовку и переподготовку специалистов.
Институализация экообразования, то есть включение экологической компоненты образования к базовой части образования, выразительно очерчивает попытки обосновать необходимость создания самостоятельной отрасли образования - экообразования — на базе специально разработанной методологической платформы, которая позволила бы четко сформулировать ее цели и задания, методический и дидактичный инструментарий и тому подобное. В самом общем виде эта платформа означает как экологизация образовательной сферы, а также предусматривает экспансию принципов экообразования в другие составные образования. Образование в этой отрасли осуществляется в течение всей жизни человека и является неотъемлемой частью процесса общего и профессионального образования; оно должно сосредоточиваться на практических проблемах и носить междисциплинарный характер, интегрируя знание разных наук, которое поможет понять экологические ценности, способствуя коллективной стабильности и уделять основное внимание проблеме экологического выживания человека. Вместе с тем, образование по вопросам окружающей среды не должно быть лишь еще одним предметом, который подлежит включению в сущесгвующие учебные планы и программы, а должно стать катализатором обновления системы, концепций и методов учебы. Оно не должно ограничиваться системой формальной учебы; неотложной потребностью является объединение учебы по вопросам охраны окружающей среды с другими формами деятельности.
Болонский процесс, как процесс формирования на перспективу общеевропейской системы высшего образования, является не только хорошим инструментом гармонизации украинской системы образования, и в первую очередь экологического, с европейским, но и инструментом пересмотра и обновления содержания образования и совершенствование его методологии в соответствии с теми общественными и технологическими превращениями и глобальными экологическими вызовами природы, которые происходят на нашей планете. Показано, что сегодня экологическая парадигма все более приобретает черты мировоззренческой и моральной ценности. Это значит, что экологизация
20
морали и формирования экологического императива появляются мощным фактором нормирования и гармонизации человеком своих взаимоотношений с окружающей средой. Путь к утверждению новой нравственности лежит через возобновление духовности в человеческой жизни, утверждении онтологического статуса высших ценностей, который предусматривает существенные изменения в сознании человека, его мировоззренческих принципов и приоритетов.
Проанализированы основные направления менеджмента экологического образования, обоснована его оптимальная модель для современного состояния и потребностей его модернизации, которая разворачивается в образовательных системах Украины и ведущих стран европейского пространства.
The dissertation deals with the ecologization of education as a social problem connected with the humanity survival as an answer to this problem through the modernization of the content and technologies of the educational systems and processes, teaching a personality to overcome consequences of the destructive Nature treatment.
Institualization of ecological education, that is introduction of the ecological component of education to the basic education, outlines the attempts to ground the necessity of creating an independent field of education, eco-education, on the basis of a specifically developed methodological platform that would exactly formulate its goals and tasks, methodical and didactic apparatus, etc. Generally speaking, this platform is defined as an ecologization of the educational field and eco-educational principles are supposed to permeate into other educational constituents. Education in this field is expected to be a lifelong learning of an individual and is an integral part of the secondary education and vocational training; it should include practical problems and be of interdisciplinary type, integrating knowledge of different sciences that will help understand ecological values. It will ensure collective steadiness and deal with the problem of ecological survival of a man.
Basic directions of ecological education management have been analyzed; its optimal model for the present-day condition and requirements of its modernization in the educational systems of Ukraine and leading European countries has been grounded.