Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних особливостей формування гуманістичної спрямованості майбутнього соціального педагога.
У роботі представлено узагальнені результати теоретичного аналізу наукової літератури з проблеми гуманістичної спрямованості особистості. Визначено її зміст, виділено структурні компоненти (соціально-когнітивний, мотиваційний, емоційно- ціннісний та конативний), критерії сформованості (культурні та професійні компетенції; професійне самовизначення й самореалізація; ціннісне ставлення до інших та до себе; позитивна соціально-комунікативна активність), показники та рівні (високий, середній, низький).
Виявлено недостатній рівень сформованості структурних компонентів гуманістичної спрямованості.
Обґрунтовано, розроблено та апробовано розвивальну програму, спрямовану на активізацію становлення складових гуманістичної спрямованості. Розроблено методичні рекомендації практичним психологам з підвищення сформованості гуманістичної спрямованості у майбутніх соціальних педагогів.
Диссертация посвящена исследованию проблемы психологических особенностей формирования гуманистической направленности будущего социального педагога. В работе представлены обобщенные результаты теоретического анализа научной литературы по проблеме гуманистической направленности личности. Гуманистическая направленность будущего социального педагога определяется как интегративное личностное образование, аккумулирующее в себе просоциальные мотивы, альтруистические установки, гуманистические убеждения, которые определяют стиль педагогического взаимодействия на основе морально-этической культуры. В структуре гуманистической направленности выделены социально-когнитивный, мотивационный, эмоционально-ценностный и конативный компоненты.
Социально-когнитивный компонент взаимосвязан с уровнем владения студентами моральной рефлексией, осознанием гуманистических ценностей, профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками. Мотивационный компонент детерминируется развитием просоциальной мотивации, потребности в самоусовершенствовании, стремлением к профессиональной идентификации. Эмоционально-ценностный компонент определяется развитием таких личностных детерминант, как искренность, толерантность, эмпатия и альтруизм. Становление конативного компонента гуманистической направленности детерминируется позитивними коммуникативными связями в различных видах деятельности, потребностью в установлении позитивных контактов во взаимодействиях, конструктивных диалогов и сотрудничеством с окружающими.
Определены критерии формирования гуманистической направленности (культурные и профессиональные компетенции; профессиональное самоопределение; ценностное отношения к другим и к себе; позитивная социально-коммуникативная активность), показатели и уровни (високий [высокий], средний, низкий) представленого феномена.
Виявлено [выявлено], что ценностное отношения к другим и к себе (эмоционально- ценностный компонент) и профессиональное самоопределение и самореализация (мотивационный компонент) пребывают на низком уровне развития. Культурные и профессиональные компетенции (социально-когнитивный компонент) и позитивная социально-коммуникативная активность (конативный компонент) — на среднем уровне с тенденцией к низкому.
Обоснована, разработана и апробирована развивающая программа, направленная на активизацию становления составляющих гуманистической направленности. Разработаны методические рекомендации практическим психологам по повышению уровня гуманистической направленности будущего социального педагога.
The dissertation research is devoted to the learning of psychological peculiarities of forming of humanistic direction of future social teacher.
The generalized results of theoretical analysis of scientific literature from problem of humanistic direction of person are represented in a research. Her content is determined, the structural components (social and cognitive, motivational, emotional and valuable, conative) are emphasized, the criterions of forming (cultural and professional competenses; professional self-determination and self-realization; valuing attitude to other and to itself; positive social and communicative activity), indices and levels (high, middle, low).
The deficient level of formation of structural components of humanistic direction is revealed in it.
The developing program directing to formation of components of humanistic direction is grounded, treated, approbated. Methodical recommendations of the practical psychologists from rise of forming of humanistic direction in future social teachers are developed.