Дисертація присвячена проблемі формування готовності майбутніх соціальних працівників до патронажної роботи з людьми похилого віку. У роботі розкрито наукові засади патронажної роботи з людьми похилого віку; виявлено особливості патронажної роботи з людьми похилого віку; визначено компоненти, критерії, показники та виявлено рівні готовності майбутніх соціальних працівників до патронажної роботи з людьми похилого віку. Встановлено реальний стан готовності майбутніх соціальних працівників до патронажної роботи з людьми похилого віку; розроблено та експериментально перевірено структурно-функціональну модель, соціально-педагогічні умови, спроектований зміст навчання і науково-методичне забезпечення процесу формування готовності майбутніх соціальних працівників до патронажної роботи з людьми похилого віку.
Диссертация посвящена проблеме формирования готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста. В работе раскрыты научные основы патронажной работы с людьми пожилого возраста в современных условиях развития социальной работы; выявлены особенности патронажной работы с людьми пожилого возраста как одной из приоритетных форм социальной работы на современном этапе; выяснено реальное состояние готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста. Выделены компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивноориентационный, содержательно-профессиональный, практически-деятельностный), критерии (ценностный, информационный, компетентный, деятельностный) и показатели к каждому из них, уровни готовности (низкий (начальный), средний (репродуктивный), высокий (конструктивный) будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста. Патронажная работа с людьми пожилого возраста определена как направление реализации профессиональной деятельности социального работника, которое направлено на обеспечение людей преклонных лет определенным видом услуг, льгот и ссылается на законодательно установленные государством социальные гарантии относительно социального обслуживания данной категории населения. Определены виды патронажа (социальный, социально-педагогический, социальнопсихологический, социально-медицинский, социально-экономический, социальноправовой) и этапы патронажной работы с людьми пожилого возраста. Экспериментально проверена структурно-функциональная модель процесса формирования готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста. Обоснованы социально-педагогические условия формирования готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста: структурно-содержательная наполненность процесса формирования готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста; использование межпредметных связей учебных дисциплин в процессе подготовки студентов; научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста; организация практической деятельности в процессе формирования готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста. Научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих социальных работников к патронажной работе с людьми пожилого возраста: учебное пособие «Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста», методическое пособие «Основы патронажной работы с людьми пожилого возраста», методические рекомендации «Метод практических ситуаций в процессе работы экспериментальной студии «Основы патронажной работы с людьми пожилого возраста» и «Организация патронажной работы с людьми пожилого возраста как составляющая практики студентов специальности «Социальная работа» ((образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» (для студентов. I-IV курсов)); авторский учебный курс «Социально-медицинский патронаж» (IV курс), направленный на подготовку специалистов социальной сферы по осуществлению социальной опеки и медицинского ухода за людьми пожилого возраста; авторский модуль «Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста» в структуре учебного курса «Технологии социальной работы» (III курс).
The thesis is devoted to the problem of preparing future social workers to casework with senior citizens. The study unveils scientific basis of casework with senior citizens; discovers peculiarities of casework with senior citizens; develops components, criteria, indicators and discovers a level of preparation of future social workers to casework with senior citizens. The paper figures out real readiness of future social workers to casework with senior citizens; develops and empirically tests structural-functional model, social-pedagogical conditions, assumed syllabus as well as educational and methodological support for the process of preparing future social workers to casework with senior citizens.