Дисертаційне дослідження присвячене проблемі корекції просодичної сторони мовлення у дітей старшого дошкільного віку з дизартрією засобами логопедичної ритміки. В дослідженні визначено особливості розвитку компонентів просодичної сторони мовлення (фізіологічних: частота основного тону; фонетичних: тембр, сила, висота голосу; темпоритмічних: темп, ритм мовлення, вживання логічного наголосу та пауз та мовленнєве дихання) у дітей старшого дошкільного віку без порушень мовлення та з порушенням мовленнєвого розвитку (дизартрією).
Представлено теоретичне обґрунтування методики формувального етапу експерименту, сформульовано необхідні педагогічні умови досягнення позитивних результатів корекційно-розвиваючого навчання. Визначено напрями та засоби методики корекції просодичної сторони мовлення у дітей старшого дошкільного віку з дизартрією, а також узагальнено одержані результати проведеної експериментальної роботи, статистично підтверджено ефективність запропонованої методики.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами логопедической ритмики.
Цель исследования заключалась в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий и эффективности методики коррекционной (логопедической) роботы, направленной на коррекцию и развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В исследовании уточнены понятия «просодия», «просодическая сторона речи», определены параметры компонентов просодической стороны речи (КПСР). Последние включают в себя: частоту основного тона, тембр, силу и высоту голоса, темп и ритм речи, использование логических ударений и речевых пауз. Разработано методику исследования уровней развития КПСР и выделены их критерии у детей старшего дошкольного возраста. Анализ данных констатирующего этапа эксперимента показал, что дошкольники с дизартрией находятся на более низком уровне общего речевого, психомоторного развития, чем сверстники с нормально развитой речью. У детей с дизартрией определены характерные особенности их речевого развития: выраженные отклонения лексической, грамматической, диалогической, монологической стороны речи. Характерны отклонения основных физиологических, акустических и темпоритмических показателей ПСР. Определены и научно обоснованы педагогические условия коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Разработано содержание, описана экспериментальная методика коррекции ПСР. Данная методика предусматривала такие направления: моторное развитие, коррекцию просодической стороны речи, речевое развитие и использование таких средств логопедической ритмики как упражнения на развития мимических мышц, гигиенический массаж, вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения, музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, ритмо-декламацию, упражнения на развитие словотворчества, пение, коммуникативные игры и танцы, слушание музыки.
Направления реализовывались последовательно-параллельно с
выделением таких этапов коррекционно-развивающей работы: диагностико-пропедевтического (подготовительного), содержательно-коррекционного
(основного или вокального), функционально-речевого (заключительного). Определенные нами этапы имели как внешние, так и внутренние связи, обоснованные общедидактическими, психофизиологическими и психолого-педагогическими принципами, в соответствии с закономерностями организации и построения учебно-воспитательного процесса. Цели и задачи каждого этапа формировались в соответствии с главной целью исследования — коррекция просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Качественный анализ выполнения заданий контрольного этапа исследования свидетельствует о том, что появилась положительная динамика не только в показателях просодической стороны речи, но и психофизическом развитии, развитии речи и мышлении в целом.
Результаты исследования доказали педагогическую целесообразность и эффективность предложенной методики, которая позволяет формировать целостное речевое развитие.
The dissertation research is devoted to the problem of the correction of prosodic side of speaking among the elder aged pre-school children with dysarthria by means of logopedic rhythmic. The peculiarities of the development of components of prosodic side of speaking are determined in research work (physiological: the frequency of basic tone, the time of maximum phonation, the speaking breath; phonetic: the melody side of speaking, the timbre, the strength, the height of voice; the tempo rhythmical: the tempo, the rhythm of speaking, the use of logical stress and pause among the elder aged pre-school children without break of speaking development of dysarthria.
The introduced theoretical ground of methods of formation of the stage of experiment, the necessary pedagogical conditions of achievements of positive results of the correction-developed education the organized forms, principles and content of method are found out. The directions and the ways of method of prosodic correction, side of speaking among the elder aged pre-school children with dysarthria are determined, the received results of experimental work are generalized. They proved the effectiveness of suggested method statistically.
The results of research proved pedagogical expedient and effectiveness of suggested method, which gives an opportunity to correct and develop the integrity system of speaking skills and habits.