Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Психолого-педагогічні умови становлення самостійності у дітей раннього віку

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Гуріна, Зоя Володимирівна
dc.date.accessioned 2020-10-02T09:11:57Z
dc.date.available 2020-10-02T09:11:57Z
dc.date.issued 2008
dc.identifier.citation Гуріна, Зоя Володимирівна. Психолого-педагогічні умови становлення самостійності у дітей раннього віку : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Гуріна Зоя Володимирівна ; [наук. керівник Кононко Олена Леонтіївна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 21 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31054
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психолого-педагогічних умов становлення самостійності у ранньому віці. Здійснено науковий аналіз теоретичних підходів до вивчення проблеми становлення особистісних якостей у дітей раннього віку. Визначено, що психолого-педагогічними чинниками становлення самостійності дитини є зміна способів її взаємодій з дорослими, її прагнення діяти самостійно, незалежно. Досліджено становлення самостійної поведінки дітей другого і третього років життя в умовах сімейного і суспільного виховання; визначено психологічний зміст поняття “самостійність дитини раннього віку”, критерії та рівні становлення самостійності дітей раннього онтогенезу, розроблено методику виявлення проявів самостійної поведінки дітей 2-го та 3-го років життя в різних умовах життєдіяльності та виявлено віково-статеві модифікації прояву самостійності як інтегрального особистісного утворення. Розроблено модель організації самостійної поведінки та комплекс методичних засобів оптимізації розвитку самостійності дитини раннього віку. Виявлено психологічні та педагогічні умови становлення самостійної поведінки дітей раннього віку: вправляння дитини в елементарному самоконтролі та саморегуляції; розвиток почуття гордості, рефлексивних рис особистості; задоволення потреби у домаганні визнання; розширення ступенів свободи дитини; оптимістичний погляд на можливості дітей діяти самостійно; схвалення самостійних намагань; регуляція міри й форми допомоги дитині; позитивна емоційна підтримка самостійних намагань; визнання успішних досягнень дитини. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено изучению психологопедагогических условий становления самостоятельности в раннем возрасте. Проанализировано теоретические подходы к проблеме становления самостоятельности как личностного образования у детей раннего возраста. Изучение психологических исследований показало, что одним из первых личностных образований ребёнка раннего возраста является его активная позиция, которая предполагает три вида отношений: к окружающему миру, себе и предметному миру. Именно активность как фундамент психического развития, актуализирует последующий процесс личностного становления. Без активной позиции ребёнка этот процесс искажается или становится невозможным. В свою очередь и самостоятельность как личностное качество не развивается без активности самого ребёнка. В исследовании произведено научное обоснование понятий “самостоятельность” и “самостоятельное поведение ребёнка”. Самостоятельное поведение ребёнка раннего возраста рассматривается как способ действий, который характеризуется инициативностью, независимостью, оптимистическим отношением к трудности. Самостоятельность ребёнка - относительно стойкое личностное образование, связанное с инициативностью, независимостью, целеустремлённостью, творчеством в развитии его личности в раннем возрасте. В работе представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей становления самостоятельности в раннем возрасте, на основе которых выделены критерии (инициативная активность, независимость, оптимистическое отношение к трудностям) и определены уровни (высокий, средний, низкий) её развития. В процессе исследования определены необходимые психолого-педагогические предпосылки становления самостоятельности детей раннего возраста: смена способов взаимодействий с взрослыми, их стремление действовать самостоятельно, независимо. На основе итогового анализа научно-теоретической базы исследования и полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов разработана модель формирования самостоятельности детей раннего возраста и определена основная смысловая линия формирующего эксперимента. Исследование показало, что благодаря созданию развивающей среды, включения ребенка раннего возраста в разные виды деятельности и предоставления ему возможности действовать самостоятельно, независимо от взрослого становится возможным развитие у него внутренних механизмов самостоятельного поведения. А именно, у детей появляется произвольная регуляция собственных движений и действий, умение активно отстаивать в игровой деятельности собственные конструкции; эмоционально-ценностное отношение как результат переживания чувства гордости за собственные успехи во взаимодействиях. А также инициативность и элементы творчества в игровой деятельности и общении, на основе чего происходит осознание себя как “Я” и появляется действенный мотив “Я сам”. Таким образом, как педагогические, так и психологические условия способствуют становлению у ребенка самостоятельного поведения и самостоятельности как личностного образования в раннем детстве. Исходя из особенностей становления самостоятельности детей раннего возраста, показана последовательность этого процесса, а также роль взрослых в этом процессе. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в воспитательном процессе с целью формирования у детей раннего возраста самостоятельного поведения в разных видах жизнедеятельности, при подготовке воспитателей и практических психологов. ua
dc.description.abstract Dissertation research is devoted the study of psychological-pedagogical of conditions becoming of independence in early age. The scientific analysis of theoretical approaches is carried out to the study of problem of becoming of personality qualities for the children of early age. Certainly, that the psychological -pedagogical factors of becoming of independence of child is a change of methods of its co-operating with adults, its aspiration to operate independently, independently, and also determination of measure of independence, given a child which must be necessary and possible for its valuable personality development adults. Maintenance of concepts is specified in dissertation research „independent” but „independent conduct of child”, indexes and criteria of display of independence of children of drugogo-tretego years of life are selected. Found out the psychological-pedagogical terms of becoming of independent conduct of children of early age: the maximal psychologization an educate environment; grant possibility to operate the child of early age independently, initiative, independently; support and encouragement of independent conduct of children is from the side of adults; an optimistic look is on possibility of child of early age to operate independently. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject особистість дитини раннього віку ua
dc.subject автономність ua
dc.subject незалежність ua
dc.subject самостійність ua
dc.subject ініціативність ua
dc.subject оптимістичне ставлення до труднощів ua
dc.subject самостійна поведінка ua
dc.subject личность ребёнка раннего возраста ua
dc.subject автономность ua
dc.subject независимость ua
dc.subject оптимистическое отношение к трудности ua
dc.subject инициативность ua
dc.subject самостоятельность ua
dc.subject самостоятельное поведение ua
dc.subject personality of child of early age ua
dc.subject optimistic attitude toward difficulty ua
dc.subject initiative ness ua
dc.subject independence ua
dc.subject independent conduct ua
dc.subject autonomous ness ua
dc.subject.classification 159.922.73:37.015.3 ua
dc.title Психолого-педагогічні умови становлення самостійності у дітей раннього віку ua
dc.title.alternative Психолого-педагогические условия становления самостоятельности у детей раннего возраста ua
dc.title.alternative The children of early age have psychological-pedagogical of conditions becoming of independence ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics