Дисертація презентує результати теоретико-експериментального дослідження науково-методичних засад контекстного вивчення художніх творів у шкільному курсі зарубіжної літератури. Визначено теоретико-методичні засади контекстного вивчення художніх творів у шкільному курсі зарубіжної літератури, проведено аналіз практики викладання зарубіжної літератури, обгрунтовано принцип контекстного вивчення художніх творів курсу зарубіжної літератури в основній і старшій школі, розроблено змістово-структурні компоненти методики контекстного вивчення епічних, ліричних і драматичних творів різних жанрів у середніх і старших класах. Розроблено методичні матеріали, що забезпечують контекстне вивчення окремих тем шкільного курсу (основна і старша школа) зарубіжної літератури. Шляхом педагогічного експерименту доведено, що розроблена методика контекстного вивчення художніх творів у шкільному курсі зарубіжної літератури дає можливість реалізувати навчально-виховний потенціал цього навчального предмета й особистісний потенціал учнів, що її застосування підвищує ефективність вивчення зарубіжної літератури учнями основної і старшої школи.
Диссертационное исследование представляет теоретическое обоснование контекстного изучения художественных произведений в школьном курсе зарубежной литературы, обоснование принципа контекстного изучения художественных произведений, методику контекстного изучения эпических, лирических и драматических произведений разных жанров в средних и старших классах, результаты педагогического эксперимента, посредством которого проверялась эффективность разработанной методики. Под"контекстным изучением художественного произведения" понимается такой подход к построению целостного процесса его изучения, в рамках которого центром внимания учителя и учащихся оказывается самостоятельное явление искусства - литературное произведение, онтологическое бытие и рецепция которого обусловлены определенным семантическим полем (контекстом), определяемым совокупностью следующих основных факторов: личность писателя (биографический контекст), литературная и культурная среда, которые сформировали и определили творческую индивидуальность писателя (литературоведческий и культурологический контексты), уровень личностного и читательского развития учащихся, их личностно-художественные интересы (личностно-значимый контекст). Научная гипотеза исследования основывается на понимании природы художественной литературы как искусства слова и осмыслении специфики зарубежной литературы как уникального учебного предмета, учебно-воспитательные возможности которого реализуются благодаря системному использованию названных выше видов контекста на каждом из этапов изучения литературных произведений разных жанров в средних и старших классах. В диссертации теоретически обосновывается необходимость системного использования биографического, литературоведческого, культурологического и личностно-значимого видов контекста в процессе изучения литературных произведений в школьном курсе зарубежной литературы, анализируются обеспечивающие этот процесс учебные программы, школьные учебники, методическая периодика. Все это дает возможность обосновать принцип контекстного изучения художественного произведения в школьном курсе зарубежной литературы, который заключается в том, что литературное произведение понимается как самодостаточное и уникальное явление в творческой судьбе писателя (биографический контекст), в историко-литературном (литературоведческий контекст) и историко-культурном (культурологический контекст) процессе, которое только тогда может быть изучено учащимися в этом своем качестве, когда оно оказывается для них личностно значимым (личностно-значимый контекст). На материале изучения эпических, лирических и драматических произведений разных жанров из школьного курса зарубежной литературы (средние и старшие классы) представлены учебнопознавательные возможности экспериментальной методики. Содержательный и процедурный компоненты опытной методики взаимодополняют друг друга: отбор фактического материала и выбор методов и приемов работы определяются жанрово-родовой спецификой изучаемого произведения, творческой индивидуальностью писателя, творческой индивидуальностью учителя литературы, уровнем возрастного и литературного развития учащихся, их личностно-познавательными интересами, спецификой изучения литературы каждым конкретным классом. Результаты педагогического эксперимента подтвердили более высокую, по сравнению с традиционной методикой, эффективность экспериментальной методики контекстного изучения художественных произведений разных жанров: ее использование в учебном процессе обеспечило качественно более высокий уровень усвоения изучаемых произведений учащимися средних и старших классов. Поэтому использование методики контекстного изучения художественных произведений при изучении школьного курса зарубежной литературы является целесообразным и оправданным. Практическое использование результатов диссертационного исследования может осуществляться в следующих направлениях: а) совершенствование процесса изучения зарубежной литературы в основной и старшей школе; б) подготовка школьных учебников для основной и старшей школы и научно-методических пособий для учителя; в) обеспечение процесса подготовки будущих учителей литературы в высших учебных заведениях: г) обеспечение последипломного образования учителей зарубежной литературы.
The dissertation represents the results of theoretical and experimental research of scientific and methodological principles of contextual studying of literary works in the school course of foreign literature. Theoretical and methodological principles of contextual studying of literary works in the school course of foreign literature are defined; practice of teaching foreign literature in school is analyzed. The principle of contextual studying of literary works in the basic and senior school course is grounded; content and structural components of methods of contextual studying of epic, lyrical and dramatic literary works of different genres in secondary and senior classes are worked out. Methodological materials to provide contextual studying of specific themes of the school foreign literature course (basic and senior school) are worked out. The results of pedagogical experiment proved that suggested methodology of contextual studying of literary works in the school course of foreign literature gives possibility to realize the educational potential of this academic subject as well as personal potential of students. Usage of this methodology increases the effectiveness of learning of foreign literature by students of basic and senior school.