Дисертаційне дослідження присвячене науковому обгрунтуванню змісту та розробці методики пропедевтичної підготовки учнів 5-9 класів з основ дизайну загальноосвітніх шкіл у процесі трудового навчання. У дослідженні пропедевтика дизайн-освіти розглядається як навчальний курс варіативної частини програми з трудового навчання “Основи дизайну”. У роботі охарактеризовано вітчизняний і зарубіжний досвід дизайн-освіти та основні напрями формування пропедевтичних курсів з основ дизайну. У дисертації доведено, що формування теоретичних знань та практичних умінь у галузі дизайну повинно здійснюватися за умови широкого використання засобів активізації навчально-трудової діяльності, а саме: методично обгрунтованих, з урахуванням вікових особливостей учнів, практичних, проектних і проектно-графічних завдань: використання наочності; технічних засобів навчання та контролю якості виконання практичних робіт, комплексного застосування різних форм і методів навчання. Усі положення теоретично обґрунтовані та експериментально перевірені, а їх результати підтвердили достатність та ефективність запропонованої методики викладання пропедевтичного курсу “Основи дизайну” в процесі трудового навчання.
Диссертационное исследование посвящено проблеме обоснования содержания и разработке методики пропедевтической подготовки по основам дизайна учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ в процессе трудового обучения. Эстетическая деятельность в процессе производства становится особенно актуальной в эпоху научно-технического прогресса там, где на “стыке” традиционных наук появляются новые научные направления, к числу которых относится и дизайн. В последнее время в отечественной и зарубежной специальной литературе все чаще встречаются обоснованные утверждения о серьезной необходимости использования элементов дизайна как средства модернизации системы образования. Широкое внедрение в школьное обучение элементов дизайна обогатит процесс формирования и гармонического развития личности учащегося, поможет ему в выборе будущей профессии, будет способствовать его эстетическому воспитанию и культурному развитию. На основе анализа практики обучения дизайну установлено: изучение основ дизайна необходимо осуществлять не только во внеклассной художественной подготовке, а так же в процессе трудового обучения; уровень развития системы обучения общеобразовательной школы позволяет внедрять элементы техникоэстетических знаний в различные обучающие программы; разрыв, который существует между начальной и старшей, профессиональной звеньями системы “Дизайн-образования”, можно ликвидировать путём введения для учащихся основной школы пропедевтического курса вариативной программы по трудовому обучению “Основы дизайна”. Определение потребности современного общества в профессии дизайнера, которая является одной из молодых, но в тот же время завоевала большую популярность, приведение содержания образования в соответствие с требованиями современной науки, техники, культуры, обеспечение непрерывности техникоэстетической и художественно-конструкторской деятельности школьников, даёт нам возможность утверждать, что для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ необходимо ввести пропедевтический курс “Основы дизайна" в виде вариативной программы по трудовому обучению. В исследовании “пропедевтика дизайн-образования” рассматривается как учебный курс вариативной части программы трудового обучения “Основы дизайна", в процессе изучения которого у учащихся формируются знания, умения и навыки в области дизайна, что является основой для дальнейшего усовершенствования изучения предмета в старшей и профессиональной школах. Путем анализа отечественного и зарубежного опыта дизайн-образования, изучения различных подходов к структурированию содержания программ, за основу вариативной части учебной программы трудового обучения “Основы дизайна” было взято одно из известных направлений формирования содержания пропедевтических курсов обучения дизайну - системное направление. Его сущность заключается в том, что в процессе проектирования предметов необходимо теоретически осмысливать объективное единство явлений, предметов, представлений, внутренних и внешних связей между собой. На основе теоретических идей формирования структуры пропедевтических курсов и основных принципов построения учебной программы была разработана программа “Основы дизайна” для 5-9 классов общеобразовательной школы. В ходе эксперимента программа прошла проверку на доступность усвоения учащимися. В диссертации доказано, что теоретическая и практическая подготовка учащихся основной школы в области дизайна будет эффективной, если использовать такие средства активизации учебной деятельности, как: методически обоснованные практические, проектные и проектно-графические задания: наглядные пособия; технические средства обучения: контроль качества выполненных работ, а также формы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Доказано, что проектно-технологическая деятельность исследования, осуществленная с помощью метода проекта, существенно активизирует познавательную, практическую и творческую деятельность учащихся. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанного содержания курса “Основы дизайна” и методики его изучения. Благодаря внедрению выбранных методов обучения, качество знаний учащихся экспериментальных классов оказалось выше на 8,9%, чем контрольных, хотя на начало эксперимента была заложена их идентичность по успеваемости. Значительно улучшилось качество практических, художественно-конструкторських работ, выполненных учащимися в объёме или технике графики. В процессе проектирования учащиеся делали меньше смысловых погрешностей, что свидетельствует о возростании самоконтроля. Кроме того, доказано, что благодаря внедрению принятой методики, на 15,8% повысилась заинтересованность учащихся в изучении пропедевтического курса.
Dissertational research is devoted to scientific ground maintenance and development of 5-9 classes pupils’ propaedeutics preparation which is based on the design of comprehensive schools during labour training. Propaedeutics of design education is examined as educational course of variational part of labour training program “Basis of design”. Native and foreign experience of design education and main directions of propaedeutics formation are described in the design course in the research work. The formation of theoretical knowledge and practical skills in the sphere of design must be carried out on the condition of wide use of facilities of educational labour activity activation, namely: methodologically grounded taking into account the age features of students, practical, projectile and graphical tasks; usage of visual aids; means of training and quality assurance of practical work performance, complex application of different forms and methods of training. All positions are theoretically proved and experimentally checked up, and their results have confirmed sufficiency and efficiency of the offered technique in labour training of a propaedeutic rate "Bases of design".