У дисертації запропоновано науково обґрунтовану методичну систему математичної підготовки майбутніх менеджерів організації з метою підвищення якості менеджмент-освіти з урахуванням вимог суспільства та індивідуальних потреб особистості в умовах кредитно-модульної системи навчання. Виділено психолого-педагогічні передумови та сформульовано методичні вимоги до змісту навчального матеріалу, вибору методів, організаційних форм, засобів навчання, які сприяють формуванню та розвитку математичної культури управлінського мислення майбутніх фахівців з менеджменту. Вперше розроблено професійно-орієнтовані моделі як складові методичної системи, в основі яких -диференціація навчання з відповідним методичним супроводом на основі комп’ютерної підтримки, використання ситуаційних завдань, навчальних ігор, різноманітних тренінгів. Згідно зі змістом математичних дисциплін і можливістю адаптації математичних знань до аналізу проблем, пов’язаних з майбутньою професійною діяльністю, були розроблені системи диференційованих завдань, спрямовані на забезпечення єдності теорії і практики та на підтвердження того факту, що обґрунтування управлінського рішення потребує математичного інструментарію. Ефективність реалізації методичної системи підтверджено педагогічним експериментом.
В диссертационном исследовании представлена, разработанная автором, методическая система математической подготовки студентов менеджерских специальностей с целью повышения качества менеджмент образования в высших учебных заведениях в условиях кредитно-модульной организации учебного процесса в соответствии с потребностями личности и общества. Эта методическая система создана в соответствии с требованиями Болонской декларации, кредитномодульной системы обучения и рейтинговой системы оценивания. Проведен ретроспективный анализ основных тенденций развития системы менеджмент образования в Украине, который подтвердил необходимость повышения качества математической подготовки студентов менеджерских специальностей, как базисной составляющей их профессионализма. Обобщенный педагогический опыт, осуществленный анализ психологопедагогической литературы и современного состояния изучения математических дисциплин будущими менеджерами организаций в высшей школе позволил выявить причины недостаточно качественной математической подготовки и наметить пути их устранения. В этом контексте особое значение приобретает представленная в диссертации профессионально ориентированная методическая система обучения математическим дисциплинам студентов менеджерских специальностей высших учебных заведений. Доминирующей особенностью профессионально ориентированной методической системы является подчинение всех компонентов соответствующей методической системы целенаправленному формированию техсоставляющих профессиональной компетентности будущего менеджера, которые могут быть обеспечены путем математической подготовки. В частности, в разработанной методической системе определены цели математической подготовки студентов высших учебных заведений: обеспечение студентов системой базисных математических знаний, умений и навыков их практического использования; овладение студентами компьютерными средствами математики - математическим инструментарием для решения типовых проблем в будущей профессиональной деятельности, развитие способности к перспективным формам управленческой деятельности, путем творческого применения математических методов и компьютерных средств анализа и методологии математико-статистического прогнозирования результатов этой деятельности. Достижение поставленных целей возможно при условии целенаправленного управления учебно-познавательной деятельностью и эффективной системе контроля учебных достижении студентов. Поэтому в процессе экспериментального обучения выделены психологопедагогические предпосылки и сформулированы методические требования к содержанию учебного материала, выбору методов, организационных форм, средств обучения, которые способствуют формированию и развитию математической культуры управленческого мышления будущих менеджеров организаций. Разработанная методическая система математической подготовки студентов менеджерских специальностей вузов базируется на дифференциации обучения, установлении и реализации межпредметных связей математических дисциплин с профессионально ориентированными дисциплинами, на усилении прикладной направленности в определении путей и способов совершенствования методики обучения математическим дисциплинам студентов соответствующих специальностей. Определение методических требований к содержанию учебных курсов, структуре, условиям и путям использования математических знаний, формирование навыков управленческого мышления, расширяет ориентиры для создания методической системы математической подготовки, открывая новые возможности для перехода от обучения, направленного преимущественно на запоминание, к образованию, ориентированному на самостоятельную учебнопознавательную деятельность Организационно-методическое обеспечение математической подготовки студентов в системе менеджмент образования предполагает разработку определенных методических стратегий на основе использования инновационных учебных и информационных технологий, организационных форм и методов активного обучения, которые реализуют личностно ориентированный, системнодеятельностный и комплексный подходы. Разработаны современные технологии обучения как составляющие методической системы обучения с соответствующим методическим обеспечением на основе компьютерной поддержки, использовании ситуационных заданий, учебных игр, разнообразных тренингов и системы тестирования. Разработаны системы дифференцированных заданий согласно содержанию математических дисциплин и возможности адаптации математических знаний к анализу проблем будущей управленческой деятельности, которые направлены на обеспечение единства теории и практики, на подтверждение того факта, что обоснование управленческого решения требует использования математического инструментария. Подтверждена существенная роль самостоятельной и научноисследовательской работы студентов в активизации учебно-познавательной деятельности в условиях кредитно-модульной системы обучения в вузе.
The dissertation offers scientifically proved methodic system of mathematic training of future managers with the aim of increasing the quality of Management education taking into account society requirements and personal requirements of individuals in the conditions of credit and module system of education. Psychological and pedagogical courses are defined, methodical requirements to educational material, choice of methods, organizational forms, means of education which influence the formation and development of mathematic culture of management thinking of future specialist in Management are given. For the first time professional technologies are given as a component of methodical system at the base of which lies differentiation of education with definite methodical help on the base of computer support, the use of situational tasks, educational games, different trainings, elements of distance learning. The work describes system of differentiated tasks adequate to mathematic disciplines content and opportunity to adapt certain mathematic material to analyzing problems which are maximally close to future managerial activity which is directed on making theory and practice closely related. The main ideas of the dissertation are proved by the experiment.