Дисертація присвячена комплексному дослідженню православ’я на теренах Поділля у 20-і рр. XX ст. У ній на основі вивчення нових джерел і літератури проаналізовано зміни у релігійному житті. З’ясовано вплив радянської влади на початковому етапі свого існування на загальний стан Російської православної церкви. Розкрито умови появи обновленської церкви та різні форми її існування на Поділлі. Визначено ставлення населення до обновленства, а також заходи духівництва Російської православної церкви щодо підтримки конфесійної єдності. З’ясовано роль Української автокефальної православні церви у процесі оновлення православ’я. Простежено механізм впливу радянської влади на поширення цієї конфесії. Охарактеризовано взаємини між православними групами та відображена роль у них органів радянської влади.
Диссертация посвящена комплексному изучению православия на территории Подолья. В работе на основании изучения новых документальных источников и литературы рассматриваются изменения, которые произошли в православии в первые годы существования советской власти и под ее воздействием. Автором выявлены и систематизированы новые архивные документы по истории православной церкви в Украине. Рассмотрены интерпретации понятия обновленческой церкви в советском государстве, а также роли органов власти в ее появлении и существовании. В диссертации охарактеризировано положение Русской православной церкви в Украине и в частности на Подолье. В условиях политических изменений общий кризис РПЦ, связанный с движением за обновление православия, усугублялся национальной идентификацией Украинской церкви. Советская власть, использовав обновленческое движение для образования подконтрольной обновленческой церкви, поддерживала ее существование на периферии. В диссертации анализируется процесс трансформации православия. Акцент делается на том, что его обновление на Подолье происходило под влиянием политики Украинской Народной Республики на национальной украинской основе. Роль “обновленческого движения” тут исполняла Украинская церковь, и реальных предпосылок для организации обновленчества не было. Поэтому, появление обновленческой церкви на Подолье происходило под руководством органов советской власти путем вербовки духовенства. Ее существование, несмотря на разные организационные формы, требовало постоянного содействия органов власти, поскольку организация приходов и их распространение носило эпизодический, несистемный характер, более того, появление обновленческих приходов происходило в результате формального присоединения. У населения обновленческая церковь не имела авторитета. В диссертации указывается, что для противодействия антиправославным мероприятиям советской власти, представители РПЦ выработали различные формы: скрытая деятельность, распространение воззваний. Наиболее успешной была организация «чудес», которая встретила широкую поддержку со стороны верующих. Это положительно повлияло как на укрепление РПЦ, авторитет духовенства, так и на общую религиозность населения не только в пределах Подолья. В работе раскрыты особенности становления на Подолье Украинской православной церкви. Именно она была генератором идеи обновления православья на этой территории. Провозглашая лозунги, характерные для русского обновленчества: активное участие прихожан в церковной жизни, богослужение на родном языке, брачный епископат, она стремилась к независимости. Автокефалия, провозглашенная гражданской властью — Директорией, реализовалась на церковном Соборе в октябре 1921 г. Пребывание правительства Директории на Подолье, восприятие идей УАПЦ подольским населением способствовали украинизации приходов. Быстрое увеличение их количества происходило во время советской власти, которая была заинтересована в существовании религиозных организаций, оппозиционных РПЦ. В отличие от большинства других регионов популярность УАПЦ у населения на Подолье была высокой. Советская власть, обеспокоенная авторитетом УАПЦ, использовала тактику раскола и к ней. При содействии органов власти на Подолье были организованы группы Братского объединения приходов Украинской автокефальной православной церкви и Церкви Живой (позже - Украинская православная автокефальная церковь Брацлавщины). Основой для существования “украинского обновленчества” служили различные поводы. Органы советской власти поддерживали их существование, тем самым, способствуя дезорганизации УАПЦ и неразберихе в религиозной жизни. Отдельное внимание в диссертации обращено на конфликты, происходившие между православными религиозными группировками. Социальные причины их возникновения были связаны с непримиримостью религиозных организаций. В православном конфликте принимали участие все религиозные группировки, основной вектор которых определялся отношениями между РПЦ и УАПЦ. Вместе с тем они усложнялись политическими обстоятельствами. Активное участие в обострении отношений между конфессиями принимали органы советской власти. Своими распоряжениями местным органам руководство советской власти способствовало углублению конфликтов. Власть на местах специально провоцировала их своими действиями. Все это приводило к ослаблению религиозной жизни и активизировало проведение атеистической пропаганды.
The Dissertation is devoted to complex research of Orthodoxy on the territory of Podolia. On the basis of studying of new documentary sources and literature the changes in a religion life were analyzed in it. The influence of the Soviet authority on the general state of the Russian Orthodox Church has been discovered. The attention is paid to conditions of renovation churches’ occurrence and different forms of its existence on Podolia. The attitude of population to renovation was clarified as well as measures of the Russian Orthodox Church concerning faiths unity. The special attention was paid to a role of Ukrainian Autocephalous Orthodox Church in the process of Orthodox updating. The Soviet authority’s influence on spreading this confession was traced. The relations between orthodox groups were characterized and reflected the role of Soviet bodies in them.