Дисертацію присвячено теоретичному обґрунтуванню та експериментальній перевірці структуру і змісту шкільного курсу креслення. У дослідженні здійснено аналіз сучасного бачення ролі і місця графічної інформації в пізнавально-перетворюючій діяльності людини, розкрито закономірності сприйняття й оперування знаково-символічною інформацією у різних сферах діяльності. Це дало підстави розглянути графічну підготовку учнів загальноосвітніх навчальних закладів не як традиційне засвоєння сукупності графічних знань і вмінь, а як цілісний процес формування графічної культури особистості. Визначено місце графічних знань і вмінь в структурі загальноосвітньої підготовки школярів. Обгрунтовано теоретичні засади відбору і структурування змісту шкільного курсу креслення, здійснено структурно-логічний аналіз і систематизацію його компонентів. Визначено раціональну послідовність їх вивчення учнями, визначено рівні і показники засвоєння змісту дидактично обґрунтованого шкільного курсу креслення. Експериментально перевірено доступність розробленого змісту і підтверджено його логічну структуру. Показано вплив графічної підготовки на результативність розвитку просторового мислення школярів. Підтверджено загальноосвітнє значення шкільного курсу креслення.
Диссертационное исследование посвящено теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке структуры и содержания школьного курса черчения. В ходе исследования проведен анализ современных подходов к определению роли и значения графической информации в познавательно-преобразующей деятельности человека, раскрыто закономерности восприятия и оперирования знаково-символической информацией в разных сферах деятельности. Это предопределило необходимость рассматривать графическую подготовку учащихся общеобразовательных учебных заведений не как традиционное усвоение совокупности графических знаний и умений, а как целостный процесс формирования графической культуры личности. Определено место графических знаний и умений в структуре общеобразовательной подготовки школьников. Расширено и уточнено содержание понятий „графическая подготовка” и „графическая культура”. Графическая подготовка должна рассматриваться как целостный процесс формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для чтения и выполнения средств передачи информации. Система графических знаний, умений и навыков формируется на основе усвоения органически взаимосвязанной совокупности учебного материала, характеризующего все стороны отображения в графическом документе пространственно-геометрических свойств и формы изображаемого предмета. Задачи графической подготовки состоят в необходимости формирования у учащихся умения мыслить образами, потребности в графических знаниях и умениях, стремления к общению средствами графических изображений и т.п., что выступает необходимым условием адаптации индивида к жизни и деятельности в высокотехнологическом обществе. Раскрыто знаковую природу черчения как средства познавательной деятельности человека. На основании .этого обоснованы роль и место графических знаний и умений в структуре общеобразовательной подготовки школьников. Определены теоретические предпосылки формирования иерархических отношений между содержательными единицами школьного курса черчения, на основании которых осуществлен отбор и структурирование его содержания. Теоретически обоснованы условия отбора и структурирования содержания школьного курса черчения, осуществлен структурно-логический анализ и систематизация его компонентов, определена рациональная последовательность усвоения его учащимися. Содержание курса черчения должно рассматриваться как объект, производный от целей графической подготовки школьников. Такая зависимость должна выступать как главное дидактическое условие отбора содержания курса черчения. Определены взаимосвязи и взаимозависимость между графическими понятиями, на основании чего разработано логическую структуру школьного курса черчения. Для структурирования и систематизации компонентов содержания курса черчения использован метод неметрической математики. Определены уровни и показатели усвоения учащимися дидактически обоснованного школьного курса черчения, которые дают возможность осуществлять контроль за усвоением графических знаний и умений и своевременно вносить коррективы в процесс графической подготовки учащихся. Основываясь на приблизительных эталонных алгоритмах основных уровней графической деятельности, разработаны четыре уровня графической подготовки. Экспериментально проверено доступность разработанного содержания и подтверджено его логическую структуру. Показано влияние графической подготовки на результативность развития пространственного мышления школьников. Подтверждено общеобразовательное значение школьного курса черчения.
The dissertation is devoted to the modern view analysis of role and place of graphical information in the cognitive and converting man’s activity and regularity of sign and simbolic information perception and operation in the different spheres of activity. It gave the grounds to consider students graphic preparation of secondary educational establishments not as a traditional mastering of knowledge and abilities combination but as total forming process of personal graphical culture. The place of knowledge and skills in grafics is defined in the structure of pupils general preparation. Theoretical bases of structuralization and essence selection of school dessin course; structural and logical analysis and systematization of it’s components have been made, the rational sequence of their mastering by students is defined. Levels and indexes of essence mastering of didactically motivated dessin school course are defined. Availability of the developed essene is experimentally tested and it’s logical structure is confirmed. Influence on effectiveness of pupils spatial imagination. The general value of dessin school course is confirmed.