У дисертації представлено теоретичний аналіз сучасних підходів до формування професійної готовності майбутніх фахівців соціальної роботи; систематизовано зміст і структуру, визначено труднощі у здійсненні профорієнтаційної роботи з безробітною молоддю. Виокремлено компоненти та визначено критерії, показники і рівні готовності студентів до профорієнтаційної роботи з безробітною молоддю. Обгрунтовано проект (зміст, етапи, організаційно-педагогічні умови) та апробовано алгоритм процесу формування готовності майбутніх соціальних працівників до профорієнтаційної роботи з безробітною молоддю. Розроблено і впроваджено навчально-методичне та технологічне забезпечення цього формування готовності майбутніх соціальних працівників до профорієнтаційної роботи з безробітною молоддю.
Диссертация посвящена проблеме формирования готовности будущих социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью. В диссертации представлен теоретический анализ современных подходов к формированию профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы. Раскрыта сущность и содержание понятий «безработная молодежь», «профориентационная работа с безработной молодежью», «коучинг в профориентационной работе». Систематизирована структура профориентационной работы с безработной молодежью, определены трудности в ее осуществление. Сформулированы рабочие понятия «профессиональная подготовка» и «готовность будущих социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью». Выделены компоненты готовности социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью (личностноценностный, теоретико-моделирующий, организационно-коммуникативный, профессионально-компетентносный). Определены критерии (мотивация деятельности, отношение к деятельности, характеристика деятельности, теоретическая и практическая готовность), показатели и уровни (высокий, достаточный, средний, низкий) готовности. Очерчены функции социального работника, который осуществляет профориентационную работу с безработными. Определена совокупность знаний, умений и качеств, которыми должен владеть социальный работник для предоставления эффективной помощи в профессиональном определении клиентов. Разработан проект формирования готовности будущих социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью, где отражена цель, принципы, задания, содержание, этапы формирования готовности, компоненты и уровни готовности, результат. Обоснован и внедрен алгоритм формирования готовности будущих социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью: 1) анализ ситуации, мотивация действий, формулировка цели; 2) анализ содержания учебной дисциплины, выделение и систематизация уровней готовности к профориентации, что необходимо сформировать; 3) планирование работы, выбор форм, методов и средств влияния, организация занятий; 4) поэтапное формирование готовности к профориентации безработной молодежи; 5) анализ результатов деятельности, форм обучения, корректировка курса, прогнозирование развития системы формирования готовности будущих социальных работников к профориентации молодежи; 6) обобщение опыта работы. Определены этапы внедрения алгоритма: адаптивноинформационный, практико-моделирующий, аналитико-моделирующий. Разработано и внедрено технологического обеспечения процесса формирования готовности будущих социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью (совокупность информационно-рефлексивных, профессионально-практических и моделирующих методик). Обосновано содержание формирования готовности будущих социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью. Оно реализовано через: теоретическую составляющую (комплекс учебно-методического обеспечения); практическую составляющую (прохождение студентами практик па разных базах, что непосредственно принадлежат к инфраструктуре социальной поддержки, включение их в организационные процессы осуществления профориентационной работы с молодежью); самостоятельную работу (выполнение студентами индивидуальных заданий). Результаты экспериментальной работы засвидетельствовали о существенной динамике роста всех показателей выделенных критериев готовности будущих социальных работников. Констатировано, что подготовка будущих социальных работников к профориентационной работе с безработной молодежью осуществляется эффективнее, если в основе их профессионального обучения лежат коучинг и алгоритм формирования готовности студентов к профориентационной работе как активные формы организации учебно-воспитательной деятельности.
Dissertation presents the theoretical analysis of modem approaches to the formation of professional readiness of future specialists of social work; content and structure are systematized, the difficulties in realization of vocational guidance work with unemployed young people are defined. The components are highlighted; criteria, indexes and levels of readiness of students to vocational guidance work with unemployed young people are defined. The project is grounded (table of contents, stages, organizational and pedagogical terms) and the algorithm of formation process of future social workers professional readiness to vocational guidance work with unemployed young people is approved. The educational-methodical and technological provision of the formation of future social workers readiness are developed and implemented to vocational guidance work with unemployed young people.