У дисертації проведено системний філософський аналіз проблем моральної регуляції підприємницької діяльності. Визначено, що «моральні пріоритети» підприємницької діяльності є поняттями, що охоплюють собою сукупність історично сформованих загальнолюдських моральних норм та принципів, які відображають внутрішні інтереси і потреби людей у різних сферах їх соціально-економічної діяльності, цілепокладають економічну діяльність людей, врегульовують її сснси в контексті людських відносин. Доведено, що в системі ринкових відносин складається особлива структура моральних пріоритетів, сукупність яких складає загальну парадигму морального впливу на ринкове виробництво. Доведено, що «моральні пріоритети підприємницької діяльності є більш високим типом осмислення цивілізаційних надбань людства (науки, техніки, технології, моделей організації та управління, моральних цінностей тощо) стосовно безпосереднього виробництва, розподілу і споживання.
В диссертации проведен системный философский анализ проблем моральной регуляции предпринимательской деятельности. Определено, что моральные приоритеты предпринимательской деятельности являются понятиями, которые охватывают собой совокупность исторически сформированных общечеловеческих моральных норм и принципов, которые отображают внутренние интересы и потребности людей в разных сферах их социально-экономической деятельности, целеполагают экономическую (производственную) деятельность людей, регулируют се смыслы в контексте человеческих отношений. Доказано, что в системе рыночных отношений складывается особенная структура моральных приоритетов, совокупность которых составляет общую парадигму морального влияния на рыночное производство. Доказано, что моральные приоритеты предпринимательской деятельности являются высшим типом осмысления цивилизационного достояния человечества (науки, техники, технологии, моделей организации и управления, моральных ценностей и тому подобного) относительно непосредственного производства, разделения и потребления. Рыночный тип морального фактора рассматривается как общецивилизационная модель воплощения культуры в процессе экономической деятельности, как ес своеобразная «культурная реализация». Доказано, что украинское общество, которое стало на путь рыночных трансформаций, коренным образом заинтересованно в формировании рыночных моральных приоритетов и сознания; между тем, этот процесс в Украине находится в начальной стадии; в диссертации анализируются факторы и противоречия, которые сдерживают этот процесс, а также средства их преодоления или избежания. Доказано, что формирование морального фактора рыночного общества не может быть процессом стихийным и неуправляемым; этот процесс нуждается соответственно в организованной управленческой деятельности, которая осуществляется государством и гражданским обществом; противоречие между государственными и гражданскими подходами рассматривается в диссертации как главный источник формирования гуманистической моральной культуры рыночно ориентированного общества. Монополия не может эффективно управлять процессом моральной регуляции предпринимательской деятельности, потому что для нее в этом нет никакой потребности, которая в целом вредит общественному развитию. Только в условиях конкурентной борьбы именно экономическими методами возможен отбор тех моральных факторов, которые являются наиболее пригодными для современного общественно-экономического развития. Именно в этом и оказывается организационная роль государства, которое с помощью властных рычагов фильтрует морально одобренные методы и формы предпринимательской деятельности как на материальном, так и на идеальном уровне.
The systemic philosophical analysis of problems of the moral adjusting of entrepreneurial activity is conducted in dissertation. It is defined, that moral priorities of entrepreneurial activity are concepts, which consist of the aggregate of the historically formed common to all mankind moral norms and principles which represent internal interests and needs of people in the different spheres of their socioeconomic activity, target economic activity of people, regulate its senses in the context of human relations. It is proved that in the system of market relations it is generated the special structure of moral priorities - the aggregate of these priorities makes the general paradigm of moral influence on a market production. It is proved that moral priorities of entrepreneurial activity are the higher type of comprehension to the civilization properties of humanity (science, technique, technology, models of organization and management, moral values and others like that) in relation to a direct production, division and consumption.