У дисертації розглянуто проблему формування пізнавальної самостійності майбутніх учителів музики з використанням мультимедійних технологій, де означений феномен трактується як особиста інтенційна якість, що проявляється в здатності особистості до саморозвитку під час її пізнавально-самостійної діяльності та передбачає спрямованість цієї діяльності до проблем фахової діяльності вчителя музики в загальноосвітній школі. Визначено критерії, показники й рівні сформованості пізнавальної самостійності майбутніх учителів музики. Розроблено методи та прийоми самостійної роботи студентів засобами мультимедіа, які сприяють формуванню в них пізнавальної самостійності. Формувальний експеримент проводився відповідно до розробленої методики формування пізнавальної самостійності майбутнього вчителя музики з використанням мультимедійних технологій і вбирав три етапи: перший етап (орієнтувально-мотиваційний) педагогічної роботи зорієнтований на формування в студентів фахових знань і вмінь, свідомого відтворення музичного твору за допомогою диригентських жестів, збагачення та поглиблення знань студентів із диригентського мистецтва; другий етап (аналітико-поглиблювальний) спрямовувався на розвиток аналітичних умінь студентів та проводився в умовах практичної пізнавально-самостійної діяльності студентів з використанням засобів мультимедіа; третій етап (виконавсько-творчий) передбачав розвиток у студентів пізнавальної самостійності в процесі практичного застосування набутих фахових знань із використанням можливостей комп’ютера для творчого самовиявлення. Здійснено експериментальну апробацію розробленої методики, ефективність якої супроводжується статистичними даними.
В диссертации рассмотрена проблема формирования познавательной самостоятельности будущих учителей музыки с использованием мультимедийных технологий. Исследуемый феномен трактуется как личностное интенционное качество студента, которое проявляется в его способности к саморазвитию во время познавательно-самостоятельной деятельности и предусматривает направленность этой деятельности к проблемам профессиональной деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе. Выделены критерии, показатели, уровни познавательной самостоятельности будущих учителей музыки. Выявлены методы и приёмы познавательно-самостоятельной работы студентов средствами мультимедиа, которые способствуют формированию у них познавательной самостоятельности.
Разработана и экспериментально проверена методика формирования познавательной самостоятельности у будущих учителей музыки с использованием мультимедийных технологий, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента. Критерии и показатели познавательной самостоятельности будущего учителя музыки разрабатывались на основе анализа и обобщения теоретических положений формирования познавательной самостоятельности, представленных в первом и втором разделах диссертации, а также с учётом дирижёрско-хоровой и музыкально-педагогической деятельности, специфики изучения дирижёрского искусства. Обозначенная категориальная структура сформированности познавательной самостоятельности будущего учителя музыки была взята за основу педагогической диагностики данного феномена.
Констатирующий эксперимент был разделён на три этапа. На первом этапе с целью выявления показателей имеющихся профессиональных знаний и умений широко использовались методы профессиональных бесед, дискуссий, анкетирования, тестирования, наглядности, просмотра видеоматериала, информационного поиска. Второй этап проводился в условиях диагностики по компетентно-операционному компоненту. Его целью было определение особенностей проявления показателей критерия степени проявления способности будущих учителей музыки к педагогически-практической трансформации обретенных знаний, умений и навыков по хоровому искусству, которые определяли компетентно-операционный компонент познавательной самостоятельности будущего учителя музыки. Для подтверждения результатов уровня сформированности познавательной самостоятельности будущего учителя музыки был проведён третий этап констатирующего эксперимента, направленный на выявление творчески-поискового компонента познавательной самостоятельности и проверку показателей критерия меры способности студентов к творческим действиям в учебной и практической педагогической деятельности. Формирующий эксперимент также проводился в три этапа: ориентационно-мотивационный, аналитико-углублённый, исполнительско-творческий. Здесь была зафиксирована динамика роста показателей сформированности познавательной самостоятельности у студентов экспериментальных групп, что свидетельствует о действенности и эффективности проведенной педагогической работы соответственно разработанной методике формирования познавательной самостоятельности будущего учителя музыки с использованием мультимедийных технологий. Контрольный этап эксперимента включал проведение сравнительного анализа статистических данных двух предыдущих этапов. В результате проведённой работы в экспериментальных группах увеличился уровень сформированности самостоятельности: высокий - на 5,341 %, низкий - уменьшился на 65,941 %. В контрольной группе показатели существенно не изменились. Выше перечисленное доказывает, что задание исследования выполнено, поставленная цель достигнута. Представленные результаты исследования могут стать основой для дальнейшей разработки эффективных методов и приёмов формирования познавательной самостоятельности будущих учителей музыки с использованием мультимедийных технологий.
The research considers the problem of formation of cognitive autonomy of future music teachers by means of multimedia teclmologies, where the designated phenomenon is interpreted as intentional personal quality that manifests itself in the ability of the individual to self-development during cognitive-independent activity and provides orientation of this activity to the problems of professional music teacher in school. The criteria, indicators and levels of development of cognitive independence of future teachers are defined. Methods and techniques of independent work that contribute to forming the cognitive independence are worked out by means of media. Forming experiment was conducted according to the model of a cognitive independence of future music teachers by means of multimedia technologies, and embraces three stages: the first stage (orientationally-motivational) of educational work is aimed at fostering students' professional knowledge and skills, the conscious detection of a musical work with a help of conducting gestures, enrichment and extending students 'knowledge of the art of conducting the second stage (analytical-deepening) is designed to develop analytical skills of students and took place in a practical cognitive- independent activity of students by means of media, the third stage (performing and creative) contemplates development of students' cognitive independence in the practical application of acquired expertise with the use of the computer potentialities for the creative self-expression. The approbation of the developed technique is realized and its effectiveness is accompanied with statistical data.