Здійснена концептуалізація явища трансформації сучасної системи освіти у дискурсі становлення інформаційного суспільства. Проаналізовано з позицій філософського аналізу теоретичні та методологічні засади суспільних перетворень у сучасному світі та їх вилив на розбудову системи освіти, досліджено його онтологію, функціонал, а також антропологічні, змістовні. аксіологічні, кадрові, технологічні контексти. Співставленні між собою поняття «інформаційне суспільство», «трансформація системи освіти», «мережева освіта». Подано проблеми соціального прогнозування та планування освітніх змін в умовах побудови інформаційного суспільства. Обгрунтовано, що перехід до інформаційного суспільства в Україні с об’єктивною необхідністю, що залучає її до становлення глобальної освіти у глобалізованому кіберпросторі. Доведено, що в умовах становлення інформаційного суспільства антропологічна та аксіологічна зорієнтованість трансформації сучасної системи освіти зумовлює її зміну на користь діалогової взаємодії та необхідності впровадження особистісно орієнтованого підходу в навчально-виховний процес.
Осуществлен философский анализ особенностей трансформации системы образования в процессе становления информационного общества. Проанализированы теоретические и методологические принципы общественных превращений в современном философском, педагогическом, историческом, управленческом дискурсе. Очерчено философские измерения этого феномена как социокультурного явления, исследовано его онтологию, антропологические и аксиологические ориентиры.
В рамках критического анализа распространенных взглядов на эволюцию общества определены новые аспекты в совокупности концептуальных понятий в сфере исследования, с новой точки зрения проанализированы критические этапы совместной эволюции обществ и систем образования, уточнена современная социальная и когнитивная детерминированность ускорения трансформации образовательно-научных комплексов.
Концептуализировано понятия «информационное общество», «трансформация системы образования», «сетевое образование». Проанализированы трудности социального прогнозирования и планирования образовательных изменений в индустриальный и постиндустриальный периоды и раскрыта противоречивость взглядов па образовательные трансформации в условиях становления информационного общества.
Обосновано, что переход к информационному обществу в Украине является объективной необходимостью. Однако лишь должное институционное и кадровое обеспечение формирования информационного общества позволит обнаружить реальные возможности Украины как государства с мощным человеческим потенциалом.
Рассмотрены основные парадигмы образовательных изменений в Украине и их соответствие с требованиями информационного общества. Разработаны направления концептуализации парадигмального знания для практического влияния на процесс образовательных реформ. Особое внимание уделено процессам гуманизации отечественного образования, социокультурной переориентации образовательной деятельности и воздействию глобальных социальных процессов на трансформации системы образования в рамках формирования информационного общества.
Акцентировано внимание на том, что инновационный социально-креативный характер современного образования является реализацией его антропологической сущности и конкретизируется благодаря вынесению на первый план образовательного процесса аксиологической и антропологической составляющих образования.
Обосновано, что в условиях становления информационного общества антропологическая и аксиологическая ориентированность трансформации современной системы образования предопределяет ее изменение в интересах диалогового взаимодействия и необходимости внедрения личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс.
The phenomenon of modern educational system is conceptualized in the discourse of information society formation. Theoretical and methodological bases of social transformations in modern world and their influence on the development of the educational system are analyzed. Its ontology, functional and anthropological, contensive, axiological, professional and technological contexts are investigated. The notions “information society’’, “transformation of educational system" and “net educational system’’ are compared. The problems of social forecasting and planning in the process of information society formation are provided. It is proved that the transition to the information society in Ukraine is the objective need, which involves it in the formation of global education in globalized cyberspace. It is demonstrated that in the process of information society formation the anthropological and axiological orientations of modem educational system transformation lead it to the domination of dialogue interaction and implementation of person-centered approach in the educational process.