У дисертації, присвяченій профілактиці і корекції шкільної дезадаптації молодших школярів у процесі переходу до основної школи, здійснено теоретичний аналіз наукових підходів дослідження проблеми профілактики та корекції шкільної дезадаптації.
Експериментально досліджено особливості прояву шкільної дезадаптації учнів в умовах нової соціальної ситуації, визначено компоненти (соціально- комунікативний, емоційно-вольовий, когнітивний та психофізіологічний), критерії, показники і рівні (низький, недостатній, середній, початковий, перехідний, задовільний, перспективний стабільний, продуктивний та досконалий) зазначеного феномену та виявлено зовнішні (соціальний статус у класному колективі та в сім'ї, нова соціальна ситуація розвитку, збільшення навчального навантаження, стресові психогенні ситуації) та внутрішні (рівень розвитку комунікативних навичок, рівень шкільної тривожності, рівень розвитку пізнавальної сфери, соматичний статус) чинники шкільної дезадаптації. Розроблено психологічну модель профілактики та корекції шкільної дезадаптації учнів молодших класів у процесі переходу до основної школи доведена доцільність та ефективність впровадження програм профілактики та корекції шкільної дезадаптації в зазначений період. Розроблено методичні рекомендації практичним психологам і вчителям з попередження та зниження показників шкільної дезадаптації.
В диссертации, посвященной профилактике и коррекции школьной дезадаптации учащихся младших классов в процессе перехода в основную школу, осуществлен теоретический анализ научных подходов исследования проблемы профилактики и коррекции школьной дезадаптации, определена сущность понятия «школьная дезадаптация» как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, когнитивной и психофизиологической сфер ребенка требованиям школьного обучения, овладение которым становится сложным, или, в крайних случаях, невозможным под влиянием ряда внешних и внутренних факторов.
Экспериментально исследованы особенности проявления школьной дезадаптации учащихся в условиях новой социальной ситуации, определены компонента (социально-коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный и психофизиологический), критерии, показатели и уровни (низкий, недостаточный, средний, начальный, переходный, удовлетворительный, перспективный, стабильный, продуктивный, совершенный) указанного феномена, выявлены внешние (социальный статус в классном коллективе и в семье, новая социальная ситуация развития, увеличение учебной нагрузки, стрессовые психогенные ситуации) и внутренние (уровень развития коммуникативных навыков, уровень школьной тревожности, уровень развития познавательной сферы, соматический статус) факторы, обуславливающие возникновение школьной дезадаптации. Определена связь внутренних и внешних факторов в детерминации процесса школьной дезадаптации учащихся младших классов в процессе перехода в основную школу, ведущими факторами являются: низкий уровень развития коммуникативных навыков, низкий социальный статус в классном коллективе, высокий уровень школьной тревожности, низкий уровень развития познавательной сферы. Разработана психологическая модель профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся младших классов в процессе перехода в основную школу, на основе которой разработаны профилактическая и коррекционная программы, включающие в себя индивидуальную и групповую работу с учащимися, коррекционно-развивающую работу с родителями, консультативно-просветительскую работу с учителями. Доказана целесообразность и эффективность внедрения программ профилактики и коррекции школьной дезадаптации учащихся младших классов в процессе перехода в основную школу с целью предупреждения и снижения показателей дезадаптации: у детей
улучшились показатели познавательной сферы, повысился социальный статус в классном коллективе, снизился уровень школьной тревожности. Разработаны методические рекомендации практическим психологам и учителям по предупреждению и снижению показателей школьной дезадаптации учащихся в указанный период.
The thesis is devoted to the prevention and correction of school maladjustment younger pupils in the transition to elementary school, the theoretical analysis of scientific approaches research problems of prevention and correction of school maladjustment.
Experimentally studied the peculiarities of school exclusion of students in the new social situation is defined components (social, communicative, emotional, volitional, cognitive and psychophysiological), criteria, indicators and levels (low, insufficient, middle, initial, transition, satisfactory long-term stable productive and perfect) this phenomenon and found external (social status in the classroom staff and family new social situation of development, increased workload, stress psychogenic situation) and internal (level of communication skills, the level of school anxiety, level of cognitive sphere , somatic status) factors of school exclusion.
During the experimental work psychological model of prevention and correction of primary school students’ school maladjustment in the transition to elementary school is developed, the feasibility and effectiveness of implementation of prevention and correction of school maladjustment during this period is proved. Methodical recommendations for practical psychologists and teachers to prevent and reduce school exclusion are worked out.