У дисертації розроблено та апробовано логіко-структурну систему психолого-педагогічного забезпечення професійно-трудової соціалізації осіб з психофізичними порушеннями протягом періоду від молодшої школи до закінчення середнього спеціального загальноосвітнього навчального закладу. Основною ознакою системи є її наступність, тобто зв’язки між етапами професійно-трудової соціалізації особистості. Для ефективності взаємодії всіх суб’єктів був визначений компонентний склад забезпечення наступності цього процесу, що включає: теоретико-методологічний, діагностико-аналітичний, корекційно-профорієнтаційний і організаційно-управлінський блоки. Розкрито підходи до організації системи: особистісний, діяльністю, компетентністю і системно-синергетичний.
Диссертационное исследование посвящено разработке научно обоснованной и практически значимой системы психолого-педагогической работы по обеспечению профессионально-трудовой социализации лиц с психофизическими нарушениями в течение периода от младшей школы до окончания среднего специального общеобразовательного учебного заведения. Основным признаком системы является её преемственность, т.е. связь между этапами профессионально-трудовой социализации личности.
Для эффективности взаимодействия всех субъектов профессионально-трудовой социализации лиц с психофизическими нарушениями был определён компонентный состав обеспечения преемственности этого процесса, включающий: теоретико-методологический, диагностико-аналитический, коррекционно-профориентационный и организационно-управленческий блоки.
Психолого-педагогическое обеспечение профессионально-трудовой социализации мы рассматривали как реализацию основных научных подходов: личностно-деятельностного, компетентностного и системно-синергетического.
Предложенная нами система представляет собой взаимосвязь следующих составляющих: диагностика и коррекция индивидуально-психологических черт личности; социально-психологических качеств межличностных отношений; профориентационная работа. Для каждой составляющей системы предусматривались определённые методики диагностики и коррекции, отдельные виды работы по профессиональному самоопределению, консультации для учащихся, родителей, программы тренинговых занятий с использованием инновационных технологий и т.д. Была разработана индивидуальная карта профессионального самоопределения на каждого ученика, которая заполнялась на каждом возрастном этапе обучения; определены критерии психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Первый этап - диагностика и коррекция индивидуально-психологических особенностей младших школьников с нарушениями психофизического развития. Особенное внимание в исследовании мы уделяли подструктуре направленности как центральному свойству личности, которое формируется под воздействием социальных факторов, потому наиболее поддается коррекции. Второй этап процесса социализации — переход от развития и коррекции индивидуально-психологических личностных качеств к социальнопсихологическим и межличностным отношениям. Выделяя как главное условие - формирование коммуникативной и совместной деятельности, мы выделили индивидуально-психологические предпосылки, мешающие профессионально- трудовой социализации подростков: импульсивность, тревожность,
неуверенность, отгороженность, агрессивность, низкая коммуникабельность и неумение принимать решения в ситуациях фрустрации. Заключительный этап профессионально-трудовой социализации профессиональное самоопределение - выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотношения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.
Важнейшим показателем эффективности системы психолого-педагогического обеспечения профессионально-трудовой социализации лиц с психофизическими нарушениями на всех трех этапах есть показатель увеличения лиц из числа выпускников, которые продолжили учебу или работу (76,9% умственно отсталые и 98% выпускники со сниженным зрением — в экспериментальной группе). Фактор беспрерывности, преемственности сопровождения в системе профессионально-трудовой социализации, а также интеграция всех подсистем общественно-личностного воздействия показывают стабильное повышение качественных показателей психологической готовности выпускника специального учебного заведения к профессиональному самоопределению, становлению и позитивной тенденции формирования профессиональной стойкости.
The scientific dissertation contains the development and testing of the logical framework structure of psychological and pedagogical support of professional labor socialization of people with psychical and physical disorders in the period from primary school to graduation from the secondary school and entrance vocational school. The sequence is the main characteristic feature of the system, i.e. the connections between the stages of the professional labor socialization of the individual. In order to make the interaction between the subjects more effective, the components of sequence of this process that includes theoretical and methodological, diagnostic and analytical, correction and professionally-oriented, organization blocks are determined. The following approaches to system organization are discussed: personal, pragmatist, competency-based and system synergetic approaches.
Providing sequence in realization of diagnostic, correction and developmental, professionally-oriented functions of psychological and pedagogical support of educational process at all ages in a case of influence on all psychological functions of a child’s development and interpersonal interaction is proved to be conducive to the optimization of the process of professional labor socialization of people with psychical and physical disorders.