У роботі здійснено порівняльний аналіз понягь «компетентність» та «компетенція»; уточнено поняття «соціальна компетентність», визначено його структуру, функції; подано трактування феномену «соціальна компетентність студентів педагогічних коледжів», проаналізовано особливості та чинники його формування у студентів педагогічних коледжів; визначено критерії, показники та виявлено рівні сформованості соціальної компетентності студентів педагогічних коледжів; розроблено та впроваджено сгруїсгуру, зміст і педагогічні умови формування соціальної компетентності студентів педагогічних коледжів; розроблено програму навчальної дисципліни «Формування соціальної компетентності майбутнього вчителя»; підібрано та апробовано комплекс інтерактиЕіних форм, методів і прийомів роботи, що забезпечили ефективне формування соціальної компетентності студентів педагогічних коледжів.
компетенция». Уточнено понятие «социальная компетентность», определена его структура (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельносный, рефлексивный компоненты) и функции (информационно-познавательная, прогностическая, адаптивная, коммуникативная, рефлексивная и поведенческо-деятельносная).
Подана трактовка понятия «социальная компетентность студентов педагогических колледжей» как многоаспектного процесса социального становления личности, который направлен на развитие когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного и рефлексивного компонентов социальной компетентности, позволяющие эффективно реализовывать социально-направленную деятельность студентов. Подчеркнуто, что особенности формирования социальной компетентности у студентов педагогических колледжей требуют учета возрастного и личностного становления студентов, а также специфики организации учебно-воспитательной среды педагогического колледжа и особенных общественных требований к профессии учителя, которые влияют на успеваемость протекания процесса социализации студента в новых условиях. Определены критерии (когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностно-практический, рефлексивно-саморегулирующий), показатели (общая успеваемость студентов, качество мировоззренческих и человековедческих знаний, отношение к обогащению и углублению социально-профессиональных знаний, навыки самообразования, педагогического поиска, креативность мышления, овладение методами научного познания, четкость иерархии ценностей, мотивированность будущего учителя к творческой педагогической деятельности, потребность в межличностном социальном взаимодействии, осознание профессиональных действий и решений, социальный интеллект, социальная активность, осознание ролевого поведения, коммуникативная толерантность, адекватность самооценки, убежденность в необходимости саморазвития и самоусовершенствования, самостоятельность в принятии решений, готовность к саморегуляции, а также уровень социальной зрелости) и выявлены уровни сформированности социальной компетентности студентов педагогических колледжей (начальный, низкий, средний, достаточный и высокий). Определены педагогические условия, за соблюдения которых реализовывалась структура формирования социальной компетентности студентов педагогических колледжей: модификация содержания учебно-воспитательного процесса; эффективные методы и формы учебно-воспитательной работы в колледже; влияние социально-педагогических факторов формирования социальной компетентности студентов; эффективное управление формированием социальной компетентности студентов педагогических колледжей.
Разработано и апробировано учебную дисциплину «Формирования социальной компетентности будущего учителя». В процессе формирующего эксперимента подобрано и внедрено комплекс традиционных методов обучения, интерактивных форм, методов и приемов учебной и внеаудиторной работы, форм проектирования и социальной практики, что обеспечили эффективное формирование социальной компетентности студентов педагогических колледжей.
Представлены результаты экспериментальной проверки ефективности [эффективности] разработанной структуры и педагогических условий формирования социальной компетентности студентов педагогических колледжей.
In work the comparative analysis of notions «competence» and «jurisdiction» is carried out; notion «social competence» is specified, his structure, functions is definite; interpretation of the phenomenon «social competence of students of pedagogical colleges» is given, features and factors of it’s forming at the students of pedagogical colleges are analyzed; criteria are definite, indexes and the levels of formed of social competence of students of pedagogical colleges are exposed; structure, maintenance and pedagogical terms of forming of social competence of students of pedagogical colleges it is developed and inculcated; the program of educational course of «Forming of social competence of future teacher» is developed; it is neat and the complex of interactive forms, methods and receptions of work is approved, that the effective forming of social competence of students was provided.