У дисертації здійснено релігієзнавчий аналіз лютеранської духовної традиції як феномену загальноєвропейського духовно-етичного й культурно-мистецького розвитку. З’ясовано, що лютеранство в історико-філософських дослідженнях XVI - XXI ст. представлене переважно в соціально-політичному контексті.
На основі проведеного аналізу лютеранство постає як закономірний наслідок тривалих суперечок у християнській теології, синтезуючись з деякими радикальними, світськими філософськими теоріями. Розроблено періодизацію процесу генези християнства за критерієм модернізаційних змін та обгрунтовано, що лютеранство є першим і показовим конфесійним виявом християнства доби модерну.
Показано, що під впливом лютеранських ідейних засад у християнстві формується нова антропологічна концепція, суттєво змінюється етична складова духовного життя європейського соціуму, яким усвідомлюється необхідність і практичне значення освітнього процесу й наукового знання, що є більш адекватним тогочасним запитам людини Нового часу. Наголошується на відображенні генези християнської богословської думки в процесі суттєвої модернізації духовної традиції.
Диссертация является религиоведческим вектором современного научного дискурса по проблематике осмысления значимости роли и места религиозного мировоззрения в контексте общеевропейского духовно-культурного развития, на примере лютеранства.
В работе рефлексируется теолого-философский срез осмысления феномена лютеранства как объекта научных исследований в XVI - XXI вв., анализируются исследования зарубежных авторов по тематике лютеранского вероисповедания, осмысливается характерная специфика состояния изучения лютеранской культурной традиции в советский и постсоветский период, предлагается авторское видение проблемы лютеранства в исторической, философской и религиоведческой мысли Украины. В диссертации доказывается, что феномен лютеранства является закономерным последствием теологических споров в христианстве на протяжении всей истории его существования, при этом потенциально творчески переосмысливает идейные основы не только исключительно христианской теологии, но и философских теорий, которые несли, как правило, светское, а иногда достаточно радикально-свободомыслящее содержательное наполнение. Согласно критерия модернизации, выделяются такие этапы периодизации процесса развития христианства: премодерн, модерн и
постмодерн. Автор констатирует априорность восприятия и понимания лютеранства как типичного конфессионального проявления христианства периода модерна. В срезе данной парадигмы предложено теоретическую реконструкцию основных идейных положений лютеранства с учетом антиномии традиционности и модернизации. Автором высказываются новые подходы к проблеме изменения антропологической и этической концепций христианства, философский аспект которых подпадает под влияние таких мощных культурных факторов, как гуманизм и ренессанс, а богословский - Реформации. В контексте этической составляющей лютеранства, что, соответственно, стала основой духовной жизни европейского социума, осмысливается и проблема модернизации образования и науки. Автором исследуется дуализм взаимосвязи лютеранской формы подачи христианской традиции, с одной стороны, и художественной культуры — с другой. Доказывается, что формирование идейных основ лютеранского вероисповедания начинает новые, модернистские тенденции в таких внешних проявлениях художественно-образной деятельности, как языкознание, литература, живопись и музыка, и, наоборот, культурные трансформации становятся внешним фактором проявления внутренних изменений в церковной жизни. Это выявляет способность лютеранства открывать новые возможности религиозно-культурного синтеза, доказывает его стремление к культурной интеграции, свидетельствует о наличие специфических связей между религиозным и культурным плюрализмом.
The thesis focuses on the Religious Studies' analysis of Lutheran spiritualtradition as phenomenon of European spiritual and ethic altogether with cultural and art development. It was found out that the Lutheranism was presented mainly in a social and political context in historical and philosophical researches of the XVI —XXI centuries.
On basis of the conducted analysis Lutheranism appears as a natural result of the prolonged controversies in Christian theology, synthesized with some radical, secular philosophical theories. The division into periods of Christianity genesis process was developed after the criterion of modernization changes. It was grounded that Lutheranism is the first and demonstrative confessional display of Christianity of the age of modern.
It was shown that the new anthropological conception is formed under the influence of Lutheran ideological principles in Christianity, the ethic constituent of spiritual life of European society changes considerably, thus a necessity and practical value of educational process and scientific knowledge is realized that is more adequate to the needs of the people of New time. The reflection of genesis of Christian theological idea in the process of substantial modernization of spiritual tradition is accentuated.
It was proved that the dissemination of Lutheran religion in Europe starts modernistic tendencies in different spheres of artistic culture, the transformations of which find out the logical correlation between religious-creative and cultural-creative processes.