Дисертація присвячена дослідженню емоційної спрямованості особистості студентів у процесі їх професійного самовизначення. Виявлено, що професійне самовизначення на етапі навчання у ВНЗ має специфічні відмінності, пов’язані, як з віковими характеристиками, так і зі змістом даного етапу професійного розвитку, а емоційна спрямованість особистості виступає індикатором ціннісних орієнтацій суб'єкта, його інтенцій. Доведено, що відповідність емоційної спрямованості особистості вимогам професії дає йому можливість реалізувати в діяльності свої ціннісні емоційні переживання. Визначено пріоритетні компоненти емоційної спрямованості особистості студентів технічних спеціальностей: пізнавальний, гуманістичний, ідеалістичний і пугнічний, що створюють неповторний емоційний профіль особистості студента інженерної спрямованості. Виявлено взаємозв'язок між структурними компонентами професійного самовизначення й типами емоційної спрямованості суб'єкта. Обґрунтовано, розроблено й апробовано програму розвитку емоційної спрямованості студентів „Мій професійний шлях” з використанням сучасних активних методів навчання, що зумовлюють ідентифікацію ціннісних переживань студентів у процесі професійної підготовки. Результати формувального експерименту засвідчують необхідність впровадження авторської програми розвитку емоційної спрямованості студентів з метою активізації їх професійного самовизначення.
Диссертация посвящена исследованию эмоциональной направленности личности студентов в процессе их профессионального самоопределения.
Выявлено, что профессиональное самоопределение на этапе обучения в вузе имеет специфические отличия, связанные как с возрастными характеристиками, так и с содержанием данного этапа профессионального развития. Эмоциональная направленность личности выступает в качестве индикатора ценностных ориентаций субъекта, его интенций. Соответствие эмоциональной направленности личности требованиям профессии дает ему возможность реализовать в деятельности свои ценностные эмоциональные переживания.
Экспериментально доказано, что для студентов всех курсов технических специальностей характерен преимущественно средний (с тенденцией снижения) уровень профессионального самоопределения студентов. Сила выраженности профессиональных стремлений недостаточна и требует дополнительного развития у студентов на всех этапах обучения в техническом вузе. Профессиональные ожидания не претерпевают особых изменений в процессе всех лет обучения. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что процесс профессионального самоопределения на этапе студенчества характеризуется превалированием индивидуальных особенностей профессионального развития, а «идеализация» себя в профессии проявляется на всех этапах обучения в вузе. Это свидетельствует о несформированности четкой позиции по отношению к профессии, неструктурированности профессиональных целей и несоотнесении профессионального «Я - образа» с реальными возможностями. Выявлены приоритетные компоненты эмоциональной направленности студентов технических специальностей: познавательный, гуманистический, идеалистический и пугнический. Данные структуры эмоциональной направленности личности создают неповторимый эмоциональный профиль личности студента инженерной направленности. Выявленная взаимосвязь между структурными компонентами профессионального самоопределения студента высшей технической школы и типами эмоциональной направленности личности подтверждает гипотезу исследования о том, что эмоциональная направленность личности, как значимая ценностно-содержательная характеристика субъекта, влияет на процесс профессионального самоопределения студентов вуза и детерминирует его, а следовательно, развитие эмоциональной направленности личности студента будет способствовать повышению уровня профессионального самоопределения. Авторская модель развития эмоциональной направленности будущих инженеров включает в себя следующие этапы: 1 - выражение эмоциональных переживаний; 2 - идентификация эмоций; 3 - повышение уровня эмоциональной направленности личности как ценностных ненасыщаемых эмоций личности. Разработана и апробирована развивающая программа «Мой профессиональный путь» с использованием современных активных методов обучения. Основная цель авторской программы «Мой профессиональный путь» - развитие эмоциональной направленности личности как значимой ценностносодержательной характеристики субъекта, которая детерминирует процесс профессионального самоопределения студентов ВУЗа путем внедрения современных активных методов обучения. Использованные в программе методов песочной психотерапии, психотерапевтических (ассоциативных) карт и интерактивных методов обучения способствует развитию познавательного, гуманистического, идеалистического и пугннческого структурных компонентов эмоциональной направленности студентов технических специальностей. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости внедрения авторской программы развития эмоциональной направленности студентов с целью активизации их профессионального самоопределения.
The dissertation is devoted to researches of emotional direction of personality in the process of its professional self-determination. It was found that professional self-determination during studying at the institute of higher education has specific differences closely connected with age-related characteristics as well as content of the given stage of professional developing, but emotional direction of personality plays the role of the indicator of value subject’s orientation and intentions. It was proved, that the correspondence of emotional direction of personality to requests of the profession gives him such an opportunity to implement his value and emotional experience into the activites. The priority components of emotional direction of personality of students of technical specialties have been revealed: cognitive, humanistic, idealistic and strifal, that creates emotional profile of personality of the student of engineering orientation. Correlation between structure components of professional self-determination and types of emotional direction of subject was revealed. The program of development of emotional orientation of students “My professional way” was grounded, elaborated and approbated with use of the modern active approaches of training work, that contribute to the identification of valuable experiences of students during training. Forming experiment results indicate the need to introduce the author's program of emotional orientation of students to enhance their professional self-determination.