У дисертації здійснено комплексний аналіз особливостей поетики антинігілістичних романів О. Ф. Писемського 1860 - 1870-х рр. Сформовано теоретико-методологічну базу щодо вивчення антинігілістичних романів письменника, систематизовано та уточнено основні жанрові ознаки антинігілістичної белетристики, особливості її становлення у межах художнього дискурсу російської літератури др. пол. XIX ст. Проаналізовано жанрову природу, прийоми композиції, види художнього часу та простору, роль рамкових елементів композиції у розкритті авторського задуму, форми присутності автора у тексті романів «Взбаламученное море» і «В водовороте». Систематизовано та класифіковано форми інтертекстуальності у романі «Взбаламученное море», визначено функції внутрішніх заголовків у художній структурі твору. Розглянуто специфіку використання прийому художньої деталізації у романі «В водовороте». Виявлено основні типи героїнь-нігілісток та простежено еволюцію цього образу в антинігілістичному дискурсі письменника. Здійснено порівняльний аналіз основних поетикальних прийомів на матеріалі обох творів.
Диссертационная работа посвящена анализу особенностей поэтики антинигилистических романов А. Ф. Писемского «Взбаламученное море» и «В водовороте». Рассмотрена историография изучения творчества писателя в критике и литературоведении, определены новые подходы к изучению литературного наследия писателя.
Аргументируется мысль о том, что антинигилистический дискурс в творчестве А. Ф. Писемского — это попытка автора исследовать суть нигилизма, проследить его особенности и осмыслить степень влияния теоретической, абстрактной идеи на жизнь отдельной личности и общества в целом. В художественной концепции автора нигилизм предстаёт в трёх основных проявлениях: как комплексное политическое явление, как социальный феномен и как кризис морали. Основными композиционными приёмами в романе «Взбаламученное море» являются приёмы противопоставления, монтажа, умолчания. Выявлено три основные формы присутствия авторского начала в тексте: автор-творец, автор-повествователь и автор как непосредственный участник изображаемых событий. В диссертации классифицированы основные группы внутренних заглавий в романе «Взбаламученное море» и определены их функции. Проанализированы формы времени (бытовое, авантюрное, историческое) и пространства, определены связи между историческим и индивидуальным временем главных героев. Рассмотрены основные формы художественного пространства и особенности функционирования провинциального хронотопа в тексте произведения. В ходе анализа установлено, что сюжетной основой романа «В водовороте» служит традиционная схема любовного треугольника. Автор акцентирует внимание на проблеме морального нигилизма, разрушающего традиционные семейные ценности. Сюжет романа «В водовороте» трактуется как «сюжет испытания» в его трёх основных модификациях: испытание социума, испытание героя и испытание идеи. В работе рассмотрены особенности функционирования приёма художественной детализации в романе «В водовороте», прослеживаются особенности использования писателем характерологических, психологических и сатирических деталей, а также мотивов еды и питья, подробностей внешности и костюма. Проанализирована роль героя-нигилиста как сюжетообразующего персонажа в антинигилистических романах А. Ф. Писемского, его типологические связи с образом Евгения Базарова. Исследуются способы раскрытия характеров главных героев-нигилистов Александра Бакланова («Взбаламученное море») и князя Григорова («В водовороте»). Прослежена эволюция образа героини-нигилистки на примере Елены Базелейн и Елены Жиглинской в рассматриваемых произведениях писателя.
In the thesis the complex analysis of A.F.Pisemskiy’s antinihilistic novel poetics features is performed. The theoretical-methodological base is formed for the antinihilistic novel studies, the main genre features are systematized, and the peculiarities of the development and new approaches to the interpretation have been considered. The main principles of composition, time and space forms, role of frame composition components in revealing the author’s position are analyzed. The inner titles in the novel “Troubled Seas” are classified and their functions in the novel’s structure are described. The distinguishing features of artistic detail’s usage in the novel "In the Whirl” are specified. The main typological kinds of the heroine-nihilist are described and the evolution of this type in the antinihilistic discourse by A.F. Pisemskiy is studied.