Дисертаційне дослідження присвячено проблемі соціально-педагогічної адаптації осіб з обмеженими можливостями в умовах вищого навчального закладу. В роботі визначено та експериментально впроваджено педагогічні умови забезпечення ефективності соціально-педагогічної адаптації студентів з обмеженими можливостями в умовах вищого навчального закладу. Обґрунтовано особливості соціально-педагогічної адаптації студентів з обмеженими можливостями; уточнено складові соціально-психологічного портрету таких студентів; визначено фактори успішності соціально-педагогічної адаптації до умов вищого навчального закладу. Визначено критерії, показники і рівні соціально-педагогічної адаптації студентів з особливими потребами. Розроблено тренінг для викладачів «Адаптуємось до навчання» і тренінг для волонтерів «Співпраця із студентами з обмеженими можливостями». Розроблено методичні рекомендації для викладачів інтегративних груп щодо проведення академічних занять та кураторів щодо соціально-виховних заходів у навчальній та позанавчальній діяльності.
Диссертационное исследование посвящено проблеме социальнопедагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями в условиях высшего учебного заведения. В диссертации охарактеризовано факторы успешности социально-педагогической адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения: позитивное отношение студентов к выбранной профессии; уровень подготовки абитуриента к обучению в высшем учебном заведении; осознание необходимости усвоения определенного объёма знаний для получения профессионального образования; потребность в самообразовании; умение использовать свои знания на практике; удовлетворенность межличностными отношениями в студентческой группе и т.д. Выделены недостатки, которые наблюдаются в процессе социальнопедагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями в условиях высшего учебного заведения: отсутствие целенаправленной работы высшего учебного для социально-педагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями; недостаточная подготовленность среды высшего учебного заведения к интеграции в неё студентов с ограниченными возможностями; отсутствие подготовки здоровых студентов к сотрудничеству в группах, где обучаются студенты с ограниченными возможностями; необходимость направления работы преподавателей на повышение уровня организации учебновоспитательной деятельности в группах, где обучаются студенты с ограниченными возможностями; отсутствие специальной подготовки кураторов академических групп, где обучаются студенты с ограниченными возможностями, для создания благоприятного микроклимата для адаптации таких студентов; недостаточное включение студентов с ограниченными возможностями в студенческую общественную деятельность в условиях высшего учебного заведения. Социально-педагогическая адаптация студентов с ограниченными возможностями определена как педагогически организованный целостный процесс накопления ими опыта деятельности, в результате которого происходит их активное включение в безбарьерную среду, принятие социальноположительных моделей и стратегий поведения, развитие их компенсаторных возможностей, личностного и профессионального потенциала. Социально-педагогическая адаптация студентов с ограниченными возможностями в условиях высшего учебного заведения представлена как педагогически организованный целостный процесс оптимального приспособления студентов с ограниченными возможностями (в мотивационном, содержательном, ресурсном, компенсаторном аспектах) к социальной среде высшего учебного заведения, усвоение ими опыта учебной деятельности, принятие социальнопозитивных моделей личносгного и профессионального поведения. Определены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенчески-деятельностный), их показатели и выявлены уровни (достаточный, средний, минимальный) социально-педагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями в условиях высшего учебного заведения. В практику учебно-воспитательной работы высших учебных заведений Украины внедрено педагогические условия обеспечения эффективности социально-педагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями в условиях высшего учебного заведения: направленность работы вуза на создание безбарьерной среды; повышение уровня профессиональной готовности педагогического коллектива к учету специфики учебно-воспитательной работы в группах, где обучаются студенты с ограниченными возможностями; психолого-педагогическое сопровождение социально-педагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями со стороны кураторов студенческих групп нового набора; создания в академических группах ситуации педагогического взаимодействия и конструктивного сотрудничества; организация работы волонтеров из числа студентов. Практическое значение полученных результатов заключается в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений: тренинговых программ по подготовке преподавателей к работе со студентами с ограниченными возможностями «Адаптируемся к обучению» и по подготовке волонтеров к сопровождению студентов с ограниченными возможностями «Сотрудничество со студентами с ограниченными возможностями»; методического обеспечения процесса социально-педагогической адаптации студентов с ограниченными возможностями (методические рекомендации, программы, тематика форм работы).
In the dissertation the problem of social-pedagogical adaptation of students with disabilities in conditions of higher institutes of education is analyzed; theoretical analysis of modern approaches to the decision of problems of social-pedagogical adaptation is given; the present problems of realization of pedagogical conditions for students with disabilities are exposed. The criteria, rates and levels of social-pedagogical adaptation of students with disabilities are determined. The trainings for tutors and volunteers are worked out. The complex of pedagogical conditions, volunteers’ activity and different kinds of supports which provide the increasing of the efficacy of disable students’ adaptation were grounded and proved experimentally. The methodical recommendations for the tutors of the groups of integration and the higher institutes’ of education administrations were elaborated.