Дисертаційна робота присвячена проблемі формування толерантності як особистісної якості та суспільної цінності, що виступає умовою подолання агресії підлітків. У роботі проаналізовано стан розробки проблем толерантності та агресії у психологічній літературі, визначено теоретичні підходи до вивчення агресивності та толерантності підлітків, здійснено уточнення робочих понять, встановлено особливості підліткової толерантності та агресивності.
Диссертация посвящена изучению актуальной проблемы преодоления агрессивного поведения подростков, а именно: путем формирования толерантных установок и личностных черт подростков. В работе представлен анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященных научным разработкам феноменов толерантности и агрессии. В связи с широкой трактовкой данных понятий, они были уточнены и операционализированы с условием поставленных целей и задач. Определены виды данных феноменов, их структура и характер проявлений в подростковом возрасте. Обращено внимание на наличие ряда антитетичных свойств между толерантностью и агрессивностью, что послужило в дальнейшем основой для построения теоретической модели этих связей и использования их при разработке развивающе-коррекционных мероприятий. Установлено, что по функциональным особенностям толерантность может проявляться на очень высоком, высоком, среднем, низком и очень низком уровне, среди которых деструктивными есть очень высокий, низкий и очень низкий уровни. Снижение толерантности происходит при столкновении с низкими коммуникативными качествами партнеров, в случаях нанесения обиды, бестактности со стороны окружающих. Уровни толерантности подростков находятся в соответствии с выраженностью нервно-психической устойчивости: толерантность тем выше, чем выше нервно-психическая устойчивость подростков. Эмпатия, которая определяет эмоциональный компонент толерантных отношений, развита у подростков преимущественно на среднем уровне, причем как у мальчиков, так и у девочек. Полученные эмпирические результаты показали, что агрессивное поведение подростков обусловлено преимущественно депривацией возрастных потребностей и фрустрацией в сфере собственного Я (внешность, характер), социального статуса и благополучия. При взаимодействии с незнакомыми и сверстниками самоконтроль подростков снижен и повышается в отношениях с родителями и учителями. Наиболее распространенными внешними формами агрессии подростков являются вербальная агрессия, нанесение обиды. Значительно реже подростки склонны к подозрительности и косвенной агрессии. Среди мальчиков преимущество остается за физическими нападениями и вербальной агрессией. Девочки более склонны к аутоагрессивным паттернам (чувство вины), обидам, раздражительности и вербальной агрессии. Агрессивность среди мальчиков выражена сильнее, чем враждебность, тогда как у девочек эти показатели по степени выраженности практически совпадают. Экспериментально доказано наличие значимых антитетических взаимосвязей между уровнем развития толерантности и агрессии в подростковом возрасте (чем выше уровень толерантности, тем ниже склонность к агрессивному взаимодействия), что послужило основой для разработки развивающе-корекционной программы, направленной на снижение подростковой агрессии. Снижение агрессивных форм поведения подростков происходит как путем обучения ее контролю, так и посредством развития толерантности как личностного качества и морально-этической установки. Эффективным условием коррекционного воздействия выступает специализированная социально-психологическая комплексная программа, которая предполагает групповые (тренинг, лектории, круглые столы) и индивидуальные (консультации) формы работы с подростками, их родителями и педагогами. Тренинг способствует формированию таких качеств личности подростка, как эмпатия, рефлексивность, ответственность, самоуважение, развитию навыков самоконтроля, управления агрессией, ассертивных умений, адекватного решения конфликтных ситуаций. Параллельное внедрение профилактически-просветительской работы с педагогами и родителями подростков позволяет повысить процесс положительной динамики в работе с учащимися, оптимизировать его и обеспечить устойчивость результатов. Доказано, что использование комплексных приемов воздействия на подростков (не только обучение методам самоконтроля, повышение самоуважения, коммуникативной компетентности подростков, но и формирование толерантных черт и установок) способствует снижению таких агрессивных форм, как физическая, вербальная агрессии, обида, раздражительность, чувство вины.
The dissertation research deals with the problem of overcoming aggression of teenagers by promoting tolerance as personal quality and social value. The paper analyzes the development of problems of aggression and tolerance in the psychological literature, defined theoretical approaches to the study of aggression and tolerance of teenagers by clarifying working notions, identified factors and characteristics of aggression in teenage period. The level (very high, high, medium, low, very low), types (ethnic, social, personal) tolerance in adolescence is experimentally detected and the nature of their display on the cognitive, emotional, behavioral levels is analyzed. The presence of significant relationships between the level of tolerance and aggression in teenage period is proved (the higher the tolerance level, the lower the propensity to aggressive interactions is). Based on theoretical and empirical model of antithetical relationship between aggressiveness and tolerance of teens is developed, on which reasonably developed and tested a preventive and corrective program of work aimed at overcoming the behavioral manifestations of aggressive teenagers by developing tolerant traits and moral attitudes. The results of testing of author's program demonstrated the need for its use in the moral and ethical education of teenagers.